Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЭГО И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

--

У Божественного ничего не бывает бесцельным или случайным. Когда мы говорим, что Бог попустил совершиться какому-либо греху, или позволил дьяволу или его силам принести людям страдания, то почему-то не задаем себе вопроса: а для чего он это попустил или позволил? Просто так, или потому, что его дьявол упросил? Но мало ли о чем будет просить его дьявол. И кто этот дьявол, не является ли он функциональной частью Бога? Ведь Бог – вездесущ, следовательно, он и в дьяволе в такой же мере присутствует, как и в любом другом объекте бесконечной Вселенной. Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Поэтому нет во всем мироздании объекта, который бы не был проявлением Бога. Только пелена неведения отделяет дьявола от святого и живое от неживого. И пелена неведения отделяет все сущее от того, кто «стал всем этим». Следовательно, пелена неведения создает иллюзию индивидуальности, отделенности «я» от «не я». Благодаря неведению вся Вселенная оказалась разделенной на бесконечное число ячеек, каждая из которых является индивидуальностью. Эго – это только внешний каркас индивидуальности внутри такой ячейки, который не только порождает отличия одной индивидуальности от другой, но и определенное отношение ко всему, что окружает каждую индивидуальность. Этот каркас можно сравнить с панцирем черепахи, который одновременно является и её скелетом и её защитой. Эго всегда направлено во вне и всегда сравнивает свою индивидуальность со всем, с чем оно приходит в соприкосновение, являясь при этом эталоном качеств. На самом деле все особенности личности человека, которые проявляются при его взаимодействии с внешним миром, являются различными гранями эго, которые у различных людей в зависимости от уровня его энергии, от наследственных особенностей и влияния внешней среды – не одинаковы. Исходя из этого, все реакции человека на любые события во внешнем мире, являются реакциями его эго. В некоторых случаях реакции могут быть патологическими.

Внимательно исследуя эго и его реакции на внешнюю реальность и на самого себя в этой реальности, можно придти к неожиданному выводу, что все грани эго, которые мы ассоциировали с нашей собственной личностью – это только проявления нашей иллюзорной индивидуальности. Иллюзорной потому, что самоосознание себя как индивидуальности к эго никакого отношения не имеет! При внимательном и спокойном осознании всех граней эго можно увидеть, что позади мозаики его граней находится истинная индивидуальность, не имеющая никакого отношения к эго. И духовный искатель осознает, что эго – это инструмент материального мира, который управляется влияниями низшей природы и привязывает людей к ценностям этого мира.

В действительности, эго не имеет своей индивидуальности, и присваивает себе то, что ему не принадлежит. Оно – только способ реагирования низшей природы на всевозможные ситуации, возникающие в этом материальном мире. Эго можно рассматривать как своеобразного паразита, паразитирующего на человеческой индивидуальности. Этот паразит имеет свойства призмы, преломляющей единую Божественную истину на спектр граней, которые проявляют себя как индивидуальные особенности человеческой личности. На самом деле этих индивидуальных особенностей не существует, это иллюзия, которая выдает себя за реальность. Но тогда вопрос: кому и для чего эта иллюзия нужна? Конечно же, Сатане или Люциферу, что одно и то же, потому что она позволяет противопоставлять людей друг другу, разделяя их. Эта пелена эго наброшена на все человечество, именно она отделяет сознание человека от его внутренней истинной части. Здесь можно подумать о Злонамеренном Люцифере, который стремится всячески напакостить Богу. Но Бог вездесущ, поэтому и в Люцифере он так же присутствует. Более того, Люцифер неукоснительно выполняет Божественную волю. Тогда, что, Бог пакостит самому себе? Конечно, нет, это только неведение не позволяет человеку понять замыслы Божественного.

Истинного человека, которым является наше Центральное существо, можно представить хорошо упакованным в одежды этого материального мира. К этим одеждам следует отнести физическое, витальное и ментальное тела. К тому же Центральное существо, содержащее в себе абсолютную истину, воспринимает окружающую его реальность не только непосредственно, но и через призму эго. По крайней мере, это, нередко, так осознает человек. И, конечно же, оно, имея абсолютное сознание, осознает различные грани проявления эго, как совершенно неприемлемую для него ложь. Центральное существо в человеческом существе формирует личностную часть, непосредственно связанную с конкретным человеком, которая называется психическим существом. Эта часть проходя из жизни в жизнь постепенно становится все более зрелой и все в большей степени влияет на сознание человека. Являясь производным Центрального существа, содержащем в себе абсолютную истину, Психическое существо однажды полностью берет контроль над восприятием сознанием человека реальности этого мира. И это время, когда человек встает на духовный путь. При этом, восприятие мира человеком меняется настолько, что, несмотря на приоритеты эго, ценности внешнего мира потускнеют и у человека должна появиться жажда познать то, что прежде совершенно не замечалось им. В связи с этим, человек становится ищущим, так как он пытается найти во внешнем мире источник, в котором он мог бы утолить проснувшуюся в нем духовную жажду. В этот период у человека одновременно присутствует две личности – одна из них принадлежит материальному миру, а другая – Божественному. Задачей человека становится преодолеть свою двойственность и постепенно переместить центр своего сознания с внешней личности, в основе которой лежит эго, на личность внутреннюю – истинную.

Первый шаг, который необходимо сделать на этом пути – преодолеть пелену эго, чтобы осознать свою истинную индивидуальность. Но чтобы это стало возможным, требуется долгий и трудный путь, потому что низшая природа не намерена отпускать то, что по ее мнению, принадлежит ей. Индивидуальность – это еще не личность, но личность, сформированная на основе индивидуальности совсем не обязательно должна быть эгоистичной. Об этом человек узнает значительно позже, когда большая часть внутренней работы уже будет сделана.

Рассмотрим два варианта проявления индивидуальности. Первый вариант принадлежит самому низшему уровню сознания, при котором есть источник или центр восприятия, но ко всему воспринимаемому отношение совершенно одинаковое – нейтральное. Можно даже сказать, что нет никакого отношения. Восприятие на этом уровне сознания не содержит в себе даже зачатка каких-либо эмоций, или хотя бы каких-то малейших внутренних движений по отношению к тому, что воспринимается. Похоже, что воспринимает пустота. Но при этом все-таки осознается в пространстве место, откуда идет восприятие. Другими словами есть тот, кто воспринимает, но он полностью безразличен к тому, что им воспринимается.

Второй вариант индивидуальности, в которой так же нет личности, коренным образом отличается от первого. Если первую индивидуальность можно сравнить с воспринимающей пустотой, то вторую – с абсолютной полнотой, которая воспринимается как незыблемый прозрачный покой вечности, в котором сконцентрировано всезнание, всемогущество и непреклонность. Здесь использовано слово «непреклонность», синонимами которому могут быть – «неизменность», «невозмутимость», «уравновешенность, которая ничем не может быть нарушена». Внешняя реальность, пронизанная вибрациями эго, соприкасаясь с высшей индивидуальностью, отвергается ею как нечто невозможное и принимается только то, что имеет соответствующие этой индивидуальности высочайшие вибрации. Этой безличностной индивидуальностью является центральное существо. Отсюда, духовному искателю становится ясно, что  путь к абсолютной Божественной истине лежит через Центральное существо. Но для того, чтобы это стало возможным необходимо осознать свое Истинное «Я», или Психическое существо.

А теперь следует остановиться на неведении, которое отделяет сознание человека не только от окружающей его реальности, но и от Божественного. Когда мы говорим «пелена неведения», то при этом невольно возникает образ пелены, наброшенной сверху на каждое живое существо. В действительности же всё это не так, нет никакой пелены неведения, а есть только ограничения возможностей восприятия. Существует бесконечный спектр возможностей восприятия, в котором каждому живому существу выделена какая-то его часть. Те существа и сущности, которые не эволюционируют, им даны только те возможности восприятия, которые соответствуют ограниченному числу возможностей реального для них мира. Человеку же дан бесконечный ряд возможностей восприятия, из которых пока открыта только незначительная их часть. Таким образом, «пелена неведения» находится в самих живых организмах, в головах людей, в их сознании, а не во внешней реальности.

Через «пелену неведения» или через «барьер неведения» невозможно перешагнуть, его можно только отодвигать. Но, к сожалению, а может быть к счастью, у человека много барьеров, каждый из которых нужно отодвигать, а в некоторых случаях даже разрушать. Здесь имеются в виду барьеры на уровне клеток тела, на уровне самого тела, витальные и ментальные барьеры. Все они должны быть преодолены и для этого должны быть использованы как внутренние, так и внешние средства. Это «отодвигание» или «преодоление» барьеров происходит внутри человеческого существа, и на современном этапе эволюции человека без его собственного добровольного участия в этом – невозможно. В какую сторону следует отодвигать наши внутренние барьеры нераскрытых возможностей сознания? В сторону более высоких вибраций, большего света, более высокого сознания.

Отодвигать барьеры восприятия – это, значит, расширять способность воспринимать, раскрывать те возможности, которые прежде были закрыты. Человеческие  Возможности восприятия, и вообще любые возможности, не изолированы одна от другой, благодаря чему, при известных условиях, они могут быть раскрыты. Если представить каждый уровень возможности восприятия как некое поле восприятия, то переход к следующему уровню не будет резким, внезапным, неожиданным, а постепенным, так как на границах поля восприятия накладываются друг на друга. Тогда человеку, чтобы перейти на следующий уровень восприятия, достаточно подойти к краю уже освоенного им поля восприятия, чтобы осознать начало следующего уровня.

Само по себе восприятие не имеет никакого значения без осознания воспринятого и, в свою очередь, осознание воспринятого не имеет никакого смысла, если нет цели, ради которой осуществляется расширение способности воспринимать. Именно цель делает необходимым различение того, что воспринято и осознанно, и цель придает смысл любой работе. Цель определяет ценность того, что воспринято, благодаря чему возможен выбор из воспринятого того, что наиболее адекватное цели.

Существует бесконечный спектр цели. Поэтому, мы можем говорить о цели, которая включает в себя сегодняшний день или же отстоящую от сегодняшнего дня на какое-то определенное время. Например, человек хочет подготовиться к чему-то, научиться чему-то, стать кем-то. Целью может быть и физическое здоровье, и материальное благополучие, и социальный успех. Целью может быть приобретение знаний в какой-либо сфере, и целью может быть совершенство. И есть наивысшая цель – служение Божественному ради блага всего человечества. Конечно же, не ради материального блага.

В зависимости от цели, направление, в котором будет происходить расширение возможностей восприятия будет не одним и тем же, и внутренняя опора, необходимая для достижения цели, так же будет не одна и та же. Есть две области, в которых человек может иметь для себя опору – внешняя и внутренняя. Внешняя – это его физическое тело, его витал и его ум. Внутренняя – его Истинное существо и Истинное «Я», или Психическое существо. Внешнее и внутреннее – разделены каркасом эго. Цели, в которых смыслом является свое собственное, личное совершенство или же спасение – опираются на внешнюю часть человеческого существа. В то же время те, которые свою жизнь посвятили служению человечеству или служению Богу, в котором они отдают свою жизнь ради человечества – имеют опорой свою внутреннюю истинную часть. Например, стремление к достижению успеха во внешнем мире в любой его сфере, может опираться только на внешнюю часть человеческого существа. Сюда же следует отнести людей религиозных, которые жаждут своего личного спасения. Сюда же относятся и всевозможные пути совершенства, в которых человек приобретает определенные способности, качества, – например, приобретает способность левитировать, сохранять половую энергию, на длительное время останавливать свое дыхание и работу сердца, годами обходиться без пищи и т. п. Таких людей можно сравнить с героями сказок Андерсена, в которых один из них мог на бегу побрить зайца. Другой мог съесть невероятное количество пищи и выпить безразмерное количество вина. Третий мог услышать то, что происходит за тридевять земель и т. п. какой смысл в том, чтобы развивать в себе какие угодно способности ради самих способностей. Цель стать совершенным в чем-либо – сама по себе, с позиции человеческого предназначения, бессмысленна и, практически, всегда является очередной пищевой добавкой для эго.

Внутренняя область опоры, представленная центральным существом и истинным «Я» используется только в одном духовном направлении: в одном случае люди стремятся получить просветление и затем, пребывают в единстве с Божественным в течение всей оставшейся части жизни. В другом – получив просветление стремятся к дальнейшим еще более высоким реализациям, целью которых является низведение супраментальной истины на Землю и трансформация человеческого существа в Бессмертное Гностическое существо. В этом случае они отдают себя в руки Божественного, для того, чтобы выполнять его волю на Земле. И только этот последний вариант внутренней работы, с опорой на внутреннюю истинную часть, соответствует человеческому предназначению на Земле.

Итак, направление роста восприимчивости зависит от цели, которой руководствуется человек в своей внешней или внутренней работе. При этом поле ясного осознания увеличивается в размере преимущественно в направлении той цели, на которой человек концентрирует свое внимание. Но одновременно оно расширяется и в противоположном направлении, что на первый взгляд кажется опасным для человека, так как восприятие и осознание – это всегда взаимодействие. Но в такого рода расширении полей восприятия есть одна очень важная особенность: во-первых, преимущественное взаимодействие происходит на том уровне, куда направлено внимание человека, потому что внимание – это еще и мост между сознанием человека и тем объектом, на который это внимание направлено. Во-вторых, влияния более низких уровней сознания, которые соответствуют более низким мирам низшей сферы, не могут быть эффективными и оказать какое-либо воздействие на духовного искателя, потому что его сознание, сосредоточенное на более высоких уровнях сознания, становится созвучным этим уровням и поэтому не может резонировать на низкую частоту вибраций. Но в то же время, эти более низкие области сознания, которые скорее следует относить к подсознанию, становятся доступными для наблюдения и осознания, если это становится необходимым для духовного искателя.

В духовной работе по расширению восприимчивости и осознанию того, что прежде принадлежало неведению, большое значение придается опоре, на которой основывается внутренняя работа человека. Для того, чтобы осознать важность опоры (мы говорили о том, что она может быть как внешней, так и внутренней), необходимо остановить свое внимание на той опоре, которая для человека является основой его деятельности. Если человек достаточно настойчив в изучении этого феномена, то некоторое время спустя, осознает, что так называемая опора, в действительности определяет направление восприимчивости человека и даже его активности. Другими словами, то, что служит для человека опорой в его деятельности, какой бы характер она ни носила, в действительности является его руководителем. Такого рода осознание приводит человека к обескураживающему выводу, что все решения по поводу своих каких бы то ни было действий, или даже планов на будущее, принимал не он, а тот, кто находится позади его витала и ума – тот, который, как предполагал человек, является только опорой в его внешней или внутренней работе. Для духовного искателя это осознание является очень важным, так как открывает двери к знаниям.

Над Землей проходили сотни тысяч и миллионы лет, в течение которых внутренняя истинная часть человеческого существа постепенно трансформировала его сознание, ум, витал и физическое тело, делая их все более совершенными и адекватными внешним условиям. И однажды сознание человека стало настолько совершенным, что он мог осознавать в себе различные состояния, возникающие в ответ на всевозможные внешние влияния. Это был период времени, когда внутренняя истинная часть проложила для себя мост, связывающий её с внешней стороной человеческого сознания. С этого времени эволюция сознания в значительной мере ускорилась, так как истинная часть человека начала работать над внешней частью человека как изнутри, так и снаружи.

Трудности этой работы заключались в том, что необходимо было поднять уровень вибраций не только сознания, но и всех остальных частей человека, которые все еще принадлежали внешнему материальному миру и находились под постоянным контролем низшей природы. Необходимо было, чтобы человек сам изъявил желание участвовать в этой работе по трансформации всего своего существа. Это привело бы к возникновению второго центра, из которого велась бы трансформация внешней части человеческого существа.

Здесь мы подошли к идее, не всегда правильно понимаемой многими людьми, даже теми, которые уже давно заняты внутренней работой. Эта идея присвоения, непосредственно связанна с человеческим эго. Эго – это энергетическая структура, творцом которой является низшая природа. В самом начале своего возникновения эта структура была целесообразной, так как способствовала выживанию живых организмов. Эго, не имея своих собственных механизмов, при помощи которых оно могло бы взаимодействовать с окружающим миром, присваивало все, чем оно могло пользоваться для этой цели. В человеке оно присвоило его физическое тело, витал и ум. Будучи достаточно примитивным по своей природе, оно стало присваивать всевозможные состояния физического тела, которые в действительности навязывались телу внешними силами, и это дало им возможность обосноваться в теле в виде болезней и различных извращенных реакций на какие-либо внешние воздействия. Физическая часть эго вместо того, чтобы отвергать различные болезни, приняло их за свои собственные состояния и, этим самым, дало им право присутствовать в теле на равных правах со всеми остальными его частями.

Не лучше обстоят дела и с витальной частью человеческого существа. По числу витальных миров в человеке представлено такое же количество витальных частей, которые являются своеобразными привратниками, открывающими путь для влияния различных внешних витальных сил. Проводниками вибраций витальных сил являются чакры, каждая из которых имеет определенное число лепестков или лок, что переводится как вселенные. Тогда Муладхара чакра связывает человека с четырьмя низшими мирами, Свадхистхана – соответственно с шестью, Манипура – с десятью, а Анахата с двенадцатью витальными мирами. Сами по себе все эти витальные части пассивны и для того, чтобы в них возникла какая-то активность необходимо или воздействие извне сил витальных планов реальности, или же изнутри со стороны внутренней истинной части человеческого существа. Но все эти реакции и состояния эго тут же присваивает.

Но эго не ограничивается инструментами физического тела и витальной составляющей человеческого существа. В современном человеке главной опорой для эго стал ум, к которому мы должны отнести в первую очередь Вишуддха-чакру, которая контролирует внешнее самовыражение человека и его внешний разум и, наконец, Аджна-чакра, располагающаяся между бровей – управляет его мыслительной деятельностью, волей, внутренним видением и конструированием внутренних форм и образов. Все эти части человеческого существа в случае отделения их от влияний внешних сил и внутренней истинной части, можно сравнить с компьютером, работающем в ждущем режиме.

Когда мы говорим об эволюции жизни и сознания на Земле, то причиной её в первую очередь считаем внешние условия, хотя в действительности они только шлифуют возникшие формы жизни, подгоняя их под существующие условия. В действительности, эволюция жизни происходила не ради самой жизни, но ради сознания. И это происходило не только на нашей маленькой Земле, но и во всей Вселенной. Все изменения происходившие и происходящие в настоящее время во Вселенной, имеют только одну цель – эволюцию сознания.

Мы себя называем людьми, имея в виду наше тело, витал и ментал, но на самом деле – это одна из самых великих иллюзий в нашем уголке Вселенной. Потому что эта внешняя часть – только инструмент внутренней истинной части человеческого существа, необходимый для её эволюции. Всевозможные сущности миров низшей сферы – это только условия, необходимые для эволюции сознания, которое должно трансформировать материю, имеющую низкие вибрации и более тёмное сознание в свет высочайшего супраментального сознания. То, что люди говорят «я», «меня», «мне», «мое», «для меня» – это только эго или иллюзорная личность, поэтому каждый из нас осознав эту истину, может сказать, что его такого, каким он знал себя всю прежнюю жизнь, – не существует, и никогда прежде не существовало. Есть только истинный человек, находящийся в глубине этой внешней части существа, которого мы называем человеком.

В современном мире существует немало людей, внутренняя истинная часть которых уже настолько изменила их сознание, что оно стало проводником и исполнителем воли истинного внутреннего человека. хотя внешняя эгоистическая иллюзорная их личность будет существовать еще долгое время, пока не будет окончательно трансформирована внешняя часть их существа.