Вся иерархия миров от рая и до ада, представлена в нашей проявленной реальности мира. Если человек осознаёт реальность окружающего его мира, как единственные возможные обстоятельства, в которых он должен преуспеть. Если всему происходящему в проявленном мире, он придаёт значение, смысл которого заключён только во внешних проявлениях, то тогда мы можем думать, что человек живёт в аду. Но если человек считает, что все события, независимо от их значимости, происходят для того, чтобы он мог что-то важное осознать в себе, то можно считать, что человек живёт в раю. При этом ясно, что ад и рай – это различные грани предназначения одного и того же мира, и грани не внешние, а внутренние. Другими словами, событиям внешнего мира мы можем придавать различный смысл, что в корне может изменить для нас значение всего происходящего.
Мы можем предполагать, что проявленный мир, однажды сотворённый Богом, является единственной реальностью на Земле, но тогда это может породить вопрос, а для чего нужен Богу этот сотворённый им мир? Для того чтобы наблюдать, как страдают люди и вообще всё живое на Земле? И тогда как понимать слова: Бог – есть любовь? Какой смысл вкладывал Бог в своё творение? И невольно напрашивается ещё один вопрос: когда Бог создавал человека по образу и подобию своему, то он одновременно создал мужчину и женщину (Бытие 1-я гл. 27 ст.), то не является ли Бог амбивалентным существом. Нет, не гермафродитом, но содержащем в себе как мужское, так и женское начала. В мироздании нет ничего случайного – всё происходящее имеет свой смысл и предназначение. Ветхозаветный бог, изгоняя людей из рая, заповедал им: «Плодитесь и размножайтесь», но это же самое он заповедовал и всем формам жизни на Земле. Таким образом, читая ветхий завет, мы не можем найти ответа на вопрос: для чего создал бог человека и всё живое на Земле. Если согласиться с современными научными взглядами на происхождение жизни на Земле, то и в этом случае мы не получаем удовлетворительного ответа, потому что наука предлагает нам согласится с тем, что жизнь на Земле возникла случайно. И в то же время эта же самая наука утверждает, что для случайного возникновения хромосомы потребуется такое число лет, которому даже нет названия, так как его можно выразить в числе, которое имеет более сотни нулей. Но если наша вселенная существует всего 13,7 млрд. лет, то это уже свидетельствует о том, что жизнь на Земле – не случайность. О том, что жизнь на Земле не является случайностью, свидетельствует и кривая эволюция жизни на Земле. Наиболее устойчивыми к разрушению являются вирусы, которые не погибают при космическом холоде и размножаются в вечной мерзлоте. Их находят на многокилометровых глубинах и на суше и под дном океанов. На один грамм земли приходится от десяти до сотни миллионов вирусов. Даже человеческое тело имеет на одну свою клетку до ста вирусов. Тогда земной шар – это огромный космический организм, основу которого составляют вирусы. Кстати, эти мельчайшие организмы очень активно общаются друг с другом и очень чутко реагируют на любые изменения для них внешней среды. Например, одновременно из всех мириадов вирусов бодрствуют где-то около одного процента, остальные вирусы спят. Но, какое-то время спустя, просыпается очередной процент вирусов, а те которые бодрствовали – засыпают. Можно быть уверенным, что именно эти формы жизни являются кирпичиками жизни мироздания. И, конечно же, должна существовать программа, которая управляет формированием более сложных форм жизни. И, кажется, что природа, создав вирусов, могла бы на этом остановиться, так как это наиболее устойчивая, наиболее жизнеспособная форма жизни. Но нет, эволюция пошла дальше, она стала создавать всё новые и новые формы жизни от примитивных до человека. Природа жертвовала надежностью и устойчивостью форм жизни к разрушающим факторам, ради способности живого существа к самоосознанию. Похоже, что человек стал венцом творения. Но для чего эволюция подталкивала природу к созданию человека, не для того ли, чтобы перейти на следующий виток эволюции – эволюции сознания. Эволюция форм завершилась на человеке, и теперь она пытается сделать свой следующий очень важный шаг, в котором должен принять участие, осознающий самого себя человек.
Шри Ауробиндо сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Другими словами, всё живое и неживое во вселенной – это всё только части бесконечного Бога. Но части ли? Если бы это было действительно так, то, возможно, Бог не был бы вездесущим и всезнающим. И, конечно же, он не был бы всемогущим. Понять эти свойства Бога помогает голографический принцип вселенной, который показывает, что каждая точка вселенной содержит в себе всю вселенную. Это можно сравнить с голографической картиной, каждая часть которой содержит в себе всю картину. Например, в каждой клетке человека её хромосомы несут в себе информацию обо всём человеке.
Кроме того, структура вселенной носит фрактальный характер, который позволяет говорить о подобии различных частей вселенной. Например, когда мы цитировали то место ветхого завета, в котором Бог сказал, что создадим человека по образу и подобию нашему, и создал мужчину и женщину, то имели в виду, что во вселенной существует как мужской, так и женский принцип одновременно. Мужской принцип в санскритской терминологии носит имя Ишвара, в русской же – Сварог. Женский принцип на санскрите звучит как Шакти, на современном русском языке – Вселенская Мать. Фрактальный принцип проявляется и на генетическом уровне, на котором «Х» хромосома является выражением женского принципа, в то же время «У» хромосома – принципа мужского.
Зная о том, что мироздание имеет фрактальную структуру, мы можем говорить, что на земле представлены подобия, как высших миров, так и миров низших, другими словами рая и ада. Но идея рая и ада для различных людей выглядит неодинаково. Для людей примитивных рай – это место, где у людей нет никаких забот, они ничем не болеют и не умирают. Они там едят и пьют, для этого в раю текут реки молока и мёда. А в мусульманском раю гурии услаждают жизнь правоверных. Сложнее складывается судьба иудеев, так как рай они должны построить на Земле сами. И у них есть своё представление о Земном рае, о чём достаточно ясно написано в Ветхом завете.
Для человека, идущего внутренним путём, для которого все события этого мира, которые так или иначе касаются жизни духовного искателя, являются милостью Божественного. Состояние внутреннего равновесия, при взаимодействии с реальностью мира, и состояние ананды, наполняющей его жизнь, глубокое понимание истинных замыслов Высшей природы в эволюции сознания на Земле, и следование её замыслам, делает жизнь человека радостной. Для такого человека материальный проявленный мир является отражением идей рая. В то же время для человека, погружённого в ценности и проблемы внешнего мира, и вынужденного строить для себя земной примитивный рай, это будет временем Сизифова труда. Так как на материальном плане человек ненасытен. Поэтому, человеческий рай на Земле будет только в возрастающей степени количественно увеличивать те блага, которые он имеет уже сейчас. Например, вместо квартиры, человек будет строить себе дворец. Вместо одного дворца, будет строить много превосходящих по роскоши дворцов. Вместо одного слуги, захочет иметь много слуг, и вместо одной жены ещё кучу наложниц. Возможно, он попытается освободиться из-под влияния, ограничивающих его иллюзорную свободу, законов. Можно ещё долго перечислять то, что обыватель захочет иметь в своём земном раю. Но так как возможности материального проявленного мира ограничены, то, чтобы продолжать увеличивать свои райские возможности, человек пойдёт путями извращений того, что может дать ему его ограниченный материальный мир. Очень хорошей иллюстрацией к земному раю является «сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Любые блага на Земле можно сравнить с пирогом. Если одному человеку хочется кусок от этого пирога побольше, то это он может сделать только за счёт других людей. Другими словами, рай для одного человека обязательно станет адом для человека другого. Но человек может и не знать. Что он живёт в раю или в аду, и живя в аду, считать, что это райское место и напротив, находясь в раю, быть предельно недовольным им.