Человек в значительной степени – несознательное существо, и эта его несознательность связана с его стереотипами. У каждого человека есть множество шаблонов-автоматизмов на все случаи жизни, как на уровне ума, так и витала, и физического тела. И если в раннем возрасте этих автоматизмов не так уж и много, то со временем их становится всё больше до тех пор, пока вся жизнь человека не становится проявлением этих автоматизмов-стереотипов. Одной из особенностей стереотипов является отторжение всего не созвучного им. Каждый стереотип – как некая программа, которая срабатывает в определенной ситуации. И человеку незачем быть сознательным, если всё на каждый случай определяется программами. Обычно человек сознателен только в промежутках между программами, когда переходит от одной программы к другой, или же оказывается в такой ситуации, для которой у него нет адекватных программ. Но в таких случаях почти всегда срабатывает программа опасности, имеющая свои врождённые стереотипы поведения, которые делают человека ещё более бессознательным.
В большинстве своём программы формируются в результате повторения ситуаций, в которых человек удачно разрешает их. И тогда наиболее удачный вариант ответной реакции человека может стать его программой. В дальнейшем программы объединяются в комплексы – своеобразные центры сознания, имеющие псевдоиндивидуальность, которые стремятся к своему расширению и усилению.
Таким образом, всё, что часто повторяется и сопровождается положительными эмоциями, формирует центр в сознании человека, который приобретает индивидуальность и как всё живое хочет жить. Для этого ему нужна пища, которая сформировала его изначально, во всёвозрастающем объёме. И у этих центров есть стремление к неограниченному росту, за счёт подавления других центров и других интересов. Возникает психологическое состояние, похожее на то, которое бывает у наркоманов при абстиненции.
При повторении негативных обстоятельств, так же формируются определенные центры со своими программами, порождающими негативные эмоции, которые отвергают эти обстоятельства с возрастающей силой.
Низшая природа использует волю человека для своих целей, например, она может нейтрализовать её влияние в тех случаях, когда завлекает человека в свои ловушки. При этом она так же использует принцип повторения чего-либо привлекательного.
В тех случаях, когда человек изначально намеренно проявляет интерес к чему-либо, что требует волевого удерживания внимания, то соответствующий центр формируется более медленно. Но нередки и такие случаи, когда человек совершает какие-либо повторяющиеся физические действия, требующие усилия воли, например, утренняя зарядка. При этом соответствующий центр формируется очень медленно и может легко разрушиться, так как тело слишком инертно и предпочитает состояние покоя какой бы то ни было активности. Для того чтобы сформировался центр с притягивающей или отталкивающей эмоцией необходимо не только повторение, но и достаточно яркая сопровождающая эмоция.
Каждый человек для выполнения своего предназначения нуждается в определенности, некой стабильности. Для человека, все интересы которого обращены во внешний мир, необходима внешняя социальная определенность или хотя бы надежда, что эта определенность скоро наступит. Без такой определенности у человека может наступить поломка его физиологических врождённых возможностей и мировоззренческая дезориентация. В таких ситуациях на передний план выходят более древние инстинкты и шаблоны поведения, в которых преобладает секс и агрессия. В таких обстоятельствах легко формируются патологические формы поведения. Например, у неуверенных в себе юношей перед обстоятельствами, порождаемыми неопределенностью, происходит феминизация личности. А женщины, не встречая вокруг себя настоящих мужчин, которые могли бы быть для них и для семьи защитой и опорой, – не хотят иметь детей, а у некоторых даже происходит маскулинизация личности и соответствующие изменения поведения.