Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ И СЧЁТУ

Петр Зорин

Когда ребёнок знает буквы и даже может по слогам прочитать слова, это совсем не значит, что он понимает прочитанное. Даже если это будут хорошо известные ему слова, например, – мама, папа. У детей центры чтения и понимания ещё не объединены в единое функциональное целое. И если ребёнка спросить о том, что он прочитал, то он может сразу и не понять прочитанное. Но потом, память подскажет ему звучание того, что он прочитал, и мы увидим радость узнавания. В некоторых случаях ребёнок понимает прочитанное сразу, но это происходит значительно реже. При обучении чтению необходимо чтобы согласные буквы звучали не так, как мы произносим их в азбуке: А-а, Б-э, В-э… М-э, П-э, а так как мы их произносим при чтении слова, например – А-а-м-м. гласную букву ребёнок произносит так долго, пока не произнесёт букву м-м. И только после этого вы спрашиваете его, что он сейчас прочитал. И если он ответит, что прочитал – ам, то можно, используя этот же самый принцип прочитать буквы в обратной последовательности – ма. При таком способе обучению чтению связываются в головном мозгу центры чтения и центры понимания того, что прочитано.

То же самое происходит и при обучении ребёнка счёту. То, что он может считать до десяти или ста – ещё ничего не значит, потому что всё это он может делать чисто механически, не понимая. Необходимо, чтобы он понимал, смысл количества. Для этого необходимо отделить число от объектов И этому можно научить следующим способом: например, предлагаете в пределах десяти посчитать количество спичек, затем фасоли, или гороха. Потом считает вилки, ложки или ещё какие-то предметы. Это формирует в уме ребёнка возможность абстрактно мыслить, и он начинает понимать, что число существует само по себе. Затем, необходимы четыре арифметических действия в пределах десяти. После чего предлагается игра «угадай-ка». Для этого на стол кладётся лист бумаги или просто рука ладонью вниз и малышу сообщается, что под листом бумаги или ладонью находится три спички. Сколько станет спичек, если к ним добавить ещё две. Спичка – это предмет, так же как нож или вилка. И тогда, сколько станет предметов, если к трем спичкам прибавить два яблока?... А к двум монетам три коровы?...

Опубликовано