Неведение можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, оно может быть незнанием чего-то важного для человека, что в некоторых случаях может определять всю его жизнь. И тогда неведение выступает для человека, как некий негативный фактор. Но неведение может быть для человека той частью пути, которую ему следует пройти, чтобы узнать что-либо новое. И неведение может скрывать позади себя некие божественные замыслы, которые откроются человеку, когда он это неведение преодолеет. Для понимания этого, приведу такую притчу. К старому шаману обратился юноша за помощью. Он попросил его дать ему такое снадобье, которое бы избавило его от физической немощности, приносящей ему много страданий, так как и его сверстники и даже девушки смеются над его физической слабостью.
– Хорошо, я помогу тебе, ответил на просьбу юноши шаман, но прежде ты должен подняться на вершину этой горы и положить вот этот пучок лекарственной травы в сосуд, который ты там найдёшь в небольшой пещере.
– Но эта гора так высока, что я не успею к вечеру вернуться обратно, даже если начну подниматься на неё вместе с восходом солнца.
– Тогда ты переночуешь в пещере. Там есть сухая трава и тебе не будет холодно.
Когда на следующий день юноша снова пришел к шаману, тот дал ему ещё один небольшой пучок травы и сказал ему, чтобы он до захода солнца успел положить его в тот же самый сосуд, а прежний пучок принёс ему обратно. Важно, чтобы лечебная трава находилась на вершине этой горы не менее одних суток, тогда он приобретёт необходимые для твоего здоровья качества. И так юноша в течение всего лета ежедневно поднимался на эту гору с очередным пучком травы, чтобы завтра принести в хижину шамана тот, с которым он поднимался на вершину прежде.
– Сегодня ты поднимался на вершину этой горы в последний раз. Твоя работа пришла к концу. Ты теперь успеваешь вернуться с вершины горы в один и тот же день до захода солнца, и ты очень много сделал для того, чтобы моё снадобье помогло тебе.
– Да, это так, но чтобы вернуться в один и тот же день обратно, мне приходилось бежать в гору, а возвращаясь обратно, прыгать, как горный козёл.
– Пойдем, я тебе чего-то покажу, но сначала сними с себя свою верхнюю одежду. Шаман повёл юношу в смежное помещение своего жилища. Там он раскрыл прежде зашторенное окно, и подвёл юношу к большому зеркалу, стоявшему на полу.
– Посмотри на себя в зеркало, сказал он юноше, теперь тебе не будет стыдно перед своими сверстниками, да и перед девушками тоже. И, кроме того, за прошедшие три месяца ты закалил свою волю. В зеркале юноша увидел загорелое, стройное, гибкое, худощавое тело с рельефными мышцами и почувствовал в себе столько энергии, что её хватило бы дважды подняться на эту гору в течение одного дня.
– Снадобьем, продолжал шаман, были твои ежедневные усилия, которые сделали тебя более совершенным не только внешне, но и внутренне. И ещё запомни: Путь к совершенству, всегда требует усилий»
Шаман знал, как можно помочь юноше, но он скрыл от него метод, при помощи которого он сделает это. Он его обманул, заставляя носить лекарственные травы на вершину горы. Юноше в действительности нужны были ни снадобья, но направленные усилия. Бог на тоже обманывает, окутывая нас неведением. И это он делает совсем не для того, чтобы мы были ограничены в своих знаниях и возможностях, а для того, чтобы мы прилагали сознательные направленные усилия для преодоления этого неведения. И при этом большее значение имеют не те знания, которые мы получим за пределами неведения, а наша собственная трансформация, которая произойдёт с нами на путях преодоления неведения.
Есть ещё одна важная особенность неведения – она создаёт у человека иллюзию отделенности от мироздания и от самого Бога. В связи с чем, человек начинает себя вести естественно, так как будто он свободная индивидуальность и может поступать так, как это ему хочется. В таком случае неведение не только отделяет человека от Бога, но и позволяет в человеке раскрыться тем возможностям, которые в осознанном единстве с Божественным не смогли бы открыться. Но все возможности должны быть открыты – одни для того, чтобы быть трансформированными, другие – для того, чтобы освещать путь, каким должен идти духовный искатель.