Человеческое внимание состоит из нескольких уровней. Самая поверхностная его часть – это витальное внимание. Человек осознаёт его в виде определенного эмоционального состояния привязывающего к какому-либо событию или объекту. Затем следует внимание ментальное, порождающее в человеке состояние понимания того, что происходит или смысла той информации, которую он получает. Более глубокий уровень внимания принадлежит человеческому сознанию, которое способно проникать за пределы доступные человеческому виталу и уму. Сконцентрированное сознание человека способно стать каналом, связывающим Высочайшего Божественного с человеком. Для примера рассмотрим пример, в котором каждая часть человеческого внимания выполняет определенную задачу.
Когда мы пишем на определенную тему, то этим самым привязываем наше ментальное внимание к этой теме и делаем его более устойчивым. Благодаря большей устойчивости внимания, человек способен проникнуть за пределы поверхности того, на чём он концентрирует своё внимание. Любой объект, на который может быть направлено внимание человека содержит в себе три основных составляющих. Самая поверхностная часть внимания принадлежит виталу, следующая более высокая его часть, занята умом. Эти два уровня внимания специализированы на восприятии поверхностной, проявленной части реальности этого мира. Внешняя или поверхностная реальность в этом случае рассматривается как некий символ, который по отношению к внутренней реальности является вторичным или производным. Внутренняя текучая, подвижная реальность в этом случае связана с неподвижной, неизменной внешней реальности. Действительно, слова, формулы или ещё какие-то символы, относительно неподвижны и неизменны. В то же время, человеческий ум – инструмент низшей природы, которая на ментальном уровне оперирует неподвижными, относительно неизменными символами, не способен длительно удерживать внимание на том, что подвижно, изменчиво. Этим объясняется стремление человека в своём познании мира препарировать его на отдельные фрагменты, и, рассмотрев их в отдельности, затем соединять их в одно целое. Но так как многоуровневая реальность этого мира представляет собой единое целое, которое имеет свою внешнюю проявленную часть и внутреннюю – непроявленную, то становится понятной необходимость иметь соответствующие органы восприятия.
Все события первично происходят на непроявленном уровне и затем фиксируются на проявленном плане в виде символов речи или же каких-либо материальных форм и их взаимоотношениях. Причём, все уровни реальности остаются определенное время взаимосвязанными и взаимозависимыми. Отсюда становится понятной необходимость всевозможных символов и символических действий в религиях и магических ритуалах. Выполняя какой-либо символический ритуал, мы, даже если этого не знаем, вызываем определенные изменения на энергетическом и информационном уровне.
Ум имеет ещё одно существенное свойство – он не может длительное время оставаться неподвижным, он как бы устаёт от неподвижной фиксации внимания, и как только ему предоставляется такая возможность, переключается на что-либо другое. Но в потоке фиксации ума одновременно присутствует и фиксация витала и концентрация сознания, восприимчивость которого неизмеримо более высокая сравнительно с умом. И, кроме того, сознание человека способно удерживать на вершине своей фиксации текучую и изменчивую первичную субстанцию реальности этого мира, если человек достаточно длительное время концентрирует свой ум на соответствующей идее или символе.
В любой концентрации внимания всегда присутствуют все три его составляющие – ум, витал и сознание человека. Человек может концентрироваться на поверхностных проявлениях природы и его витальная часть может при этом приходить в восхищение увиденным, но значимость этой реальности может ускользнуть от человека, потому что она находится за пределами поверхности этого мира. В тех же случаях, когда человек концентрируется на реальности этого мира с целью понять и познать его истинную реальность, то его сознание проникает за пределы поверхностных символов окружающей его реальности, и человек познаёт её суть. Таким образом, глубина проникновения внимания человека зависит от задачи, которую ставит перед собой человек. Более глубокое проникновение в реальность этого мира называется медитацией и каналом, внутри которого внимание может выйти за пределы проявленной реальности, является ум. Поэтому, для духовного искателя очень важной является работа по успокоению ума. Ум является сравнительно простым инструментом низшей природы и при повторных концентрациях на одном и том же объекте, он довольно быстро входит в состояние автоматического режима. Чем облегчает в значительной степени внутреннюю работу духовного искателя.