Может ли быть прекрасным или безобразным то, что человек не воспринимает? Может ли иметь совершенство форм то, что человек никогда не видел и не увидит? То же самое мы можем спросить о запахе, звуке, вкусе. И ещё один вопрос: почему человек приходит в восторг, увидев прекрасный цветок, который прежде никогда не видел? То же самое можно спросить и о звуках, запахах, формах. Возможно, эдельвейс безразличен к тем оценкам, которые даёт ему человек, так же безразличен, как и раффлезия, запах которой не нравится человеку и привлекателен для насекомых, любителей разлагающейся плоти. Почему человеку нравиться или не нравиться что-либо из того, что он прежде никогда не видел? Возможно, потому, что в каждом человеке есть эталон прекрасного и безобразного? Конечно, восприятие прекрасного и безобразного может быть воспитано, но воспитать, развить, раскрыть можно только то, что уже есть, но ещё пока недостаточно выражено. Но если в человеке уже изначально заложены знания как прекрасного, так и безобразного, то не свидетельствует ли это о том, что Бог уже изначально определил направление, в котором должен эволюционировать человек, к чему он должен стремиться и от чего освобождаться? Разве не указывает это, что человеческая эволюция не завершена, что «человек – это переходное существо».
В медицине существует идея о нарастании генетического груза человечества. Генетический груз – это отклонение от нормы в сторону патологии. И такого рода отклонения могут быть не только врождёнными, но и приобретёнными, воспитанными. Тогда воспитанные в человеке психологические особенности, возможно, будет неправильным относить к генетическому грузу? Есть такое выражение: «посеешь привычку – пожнёшь характер». Или же: «скажи человеку тысячу раз, что он осёл, и на тысяча первый раз он заорёт по ослиному». Оказывается, повторяющееся из поколения в поколение удовлетворение каких-либо интересов и стремлений, и даже условий создают уже на генетическом уровне человека соответствующие склонности и стремления. И если бы это было не так, то, возможно, эволюция жизни на Земле, в которой всё живое эволюционирует от меньшего совершенства к совершенству большему, была бы невозможна. Но тогда одни народы могут быть воспитаны в духе корыстолюбия и выгоды, другие – в духе раба, и вообще каждый народ будет иметь какие-то свои генетические предрасположенности. И только немногие из людей способны вырваться из-под власти этой социальной машины, формирующей характер человека и его склонности.
Нередко, у людей формируются ложные оценки реальности этого мира, которые всегда направлены на извращение или даже разрушение естественных эталонов прекрасного или безобразного. Отсюда и эволюция человека будет менять своё направление. Возможна даже инверсия, при которой человек, не осознавая этого, будет двигаться в направлении деградации.