Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КТО ВЫБИРАЕТ

--

Ни одно живое существо не могло бы выжить, если бы оно не выбирало из всех обстоятельств то, которое наиболее благоприятно для жизни. Даже одноклеточные организмы и даже вирусы, которые не являются одноклеточными организмами, они тоже выбирают и размножаются там, где им хорошо и не делают этого там, где им плохо. Следовательно, они способны делать оценку обстоятельств.

Человек, если рассматривать его с позиции времени, является одномерным существом, по крайней мере, его физическая, витальная и ментальная части. Одномерность его проявляется в последовательности не только его восприятия реальности этого мира, но и последовательности действий. То же самое относится и к другим известным нам формам жизни, включая вирусов. Эта последовательность может быть на прямой или на ломаной линии, но всегда на линии времени. Хотя с позиции времени человек всегда следует потоку времени, никуда не отклоняясь. Тогда, вероятно, выбор – это иллюзия? может быть, он соприкасается с теми возможностями, которые принадлежат другим людям, живущих в своих потоках времени? При этом человек предполагает, что он делает выбор, на самом же деле, он «выбирает» только то, что на пути его судьбы, и что для него кажется более привлекательным, чем всё остальное, попадавшее на периферию его внимания.

Внутреннее внимание – это карта пути судьбы человека. Она существовала прежде, чем этот путь стал реальностью в человеческой судьбе. Я хотел сказать, что эта карта формируется прежде, чем у человека появляются предпочтения, и побуждения следовать этим предпочтениям. Внутреннее внимание более устойчиво, инертно, поэтому однажды сформировавшийся поток внутреннего внимания становится нередко основой человеческой личности, её интересов, предпочтений и побуждений, и даже его судьбой.

Внешнее внимание можно сравнить с движением путешественника по реальным дорогам проявленного мира. Дороги остаются неизменными, а путешественник то и дело отклоняется в ту или другую стороны. Возможно, он обходит трудные места на своём пути, а может быть его, где-то в стороне от дороги, что-то заинтересовало. Таким образом, внутренний поток внимания – это карта внутреннего пути и это план, которого человек придерживается на пути к реализации своей цели, и в нашем примере это неизменные дороги, которыми человек пользуется на своём пути к цели. Человек осознаёт внутренний поток внимания, как некое постоянное влечение к реализации какого-либо желания. Все остальные влечения или желания, даже если они достаточно интенсивны, только на время отвлекают внимание человека от основного его стремления, обусловленного внутренним направленным потоком внимания.

Но внутренний направленный поток внимания однажды может быть утрачен, если человек будет захвачен в ловушки внешнего мира, не соответствующие прежнему потоку. Например, человек учился в техническом университете, учился не плохо, и даже имел планы, связанные с возможной научной работой, но однажды «подсел на иглу» компьютерных игр. Завалил зимнюю сессию. К весенней совсем допущен не был. Хотел уйти в академотпуск, но не нашлось достаточных оснований для этого. Но ему все-таки повезло – устроился работать в автосервис, хотя компьютерных игр уже не оставлял, и всё свободное от работы время отдавался своей страсти. Такое покорение сознания человека возможно только в том случае, когда его внимание притягивается и захватывается каким-либо внешним событием или объектом. В этом случае инициатива концентрации внимания находится во внешнем мире, но не в самом человеке, поэтому такое внимание мы называем пассивным, в отличие от внимания намеренного – активного, которое не притянуто внешними причинами, но рождается в самом человеке.

Сознание человека в бодрствующем его состоянии, тесно связано с головным мозгом, который является приёмником всевозможных вибраций, идущих от многочисленных трансцендентных миров. В зависимости от состояния мозга человек может оказаться связанным с тем или иным планом реальности, населенном определенными сущностями, соответствующими по частоте своих вибраций своему плану реальности. Особенностью этих сущностей является их способ питания. Сущности каждого из планов реальности предпочитают использовать себе в пищу энергию, имеющую определенную частоту вибраций. Человек же, энергии, имеющие определенную частоту вибраций, воспринимает как какие-либо конкретные эмоции или эмоциональные состояния. Тогда, любые эмоциональные переживания человека приводят к тому, что он выбрасывает за пределы своего существа определенную энергию, которую с удовольствием употребляют себе в пищу сущности, вибрации которых созвучны конкретным человеческим эмоциям. И отсюда, невольно напрашивается мысль, что сущности различных планов реальности кровно заинтересованы в том, чтобы человек переживал определенные эмоциональные состояния, так как энергия этих состояний служит им пищей. Самым эффективным способом, при помощи которого эти сущности (в религиях их называют бесами или ещё как-то иначе) могут получать от человека необходимую для них пищу – это провоцировать в нем соответствующие эмоциональные состояния. будучи сознательными, они научились это делать в совершенстве. Для этой цели они могут устраивать между людьми самые разнообразные сцены, в зависимости от своих потребностей. Практически, человек для них является дойной коровой, или как для муравьёв – тлей, которых они так же пасут и своеобразно доят. Но человек, к сожалению, даже не догадывается, что является жертвой, невоспринимаемых им вампиров. Иногда сущности избирают конкретных людей – «пастухов», через которых возбуждают в человечестве состояние неуверенности, неопределенности, эмоциональной напряженности. При этом делятся с подобного рода помощниками энергией, которые те помогают добывать у людей, иногда у целых народов. И это делает такого рода посредников – «пастухов» более энергичными и предприимчивыми на социальном плане, чем всё остальное человечество. 

Кажется, незачем подробно останавливаться на эмоциональной стороне жизни человека, когда речь идёт о выборе, который в определенных обстоятельства делает человек. Но всё станет на свои места, если мы поймём, почему человек делает тот или иной выбор.

Развитие современных компьютерных технологий позволяет думать, что не далеко то время, когда будет создан искусственный интеллект. Но для этого необходимо не только умение манипулировать фактами или данными и делать из этого какие-то выводы. Необходимо отношение к фактам и выводам, а это возможно только тогда, когда система имеет личность, индивидуальность, осознающую отличие «я» от «не я». И эта система должна иметь цель, ради которой она существует, даже если этой целью является само существование системы. Такая система не будет радоваться или огорчаться при удачах или неудачах, при решении каких-то вопросов. У неё не будет осознанных предпочтений или же отвержений. Для этого ей, кроме «я», необходимо иметь эмоциональную систему, которая характерна для всего живого. Для электронной системы предпочтительным будет только то, что заложено в её программы. Но это назвать реальным предпочтением невозможно, так же как и выборы, когда выбирается из одного одно. Конечно, можно сказать, что машина может выбрать наилучший вариант какого-либо решения. Действительно, может, но только при этом она не выбирает, а оценивает каждый из вариантов, просчитывая его от начала до конца. Человеческий же выбор – это не просчитывание каждой задачи, проблемы, пути от начала и до конца, и их последующая оценка, а это всегда начало пути в неизвестное, или же в известное предполагаемое. Как в сказках: прямо пойдёшь – женатому быть, направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – убитому быть. Человек большую часть своей жизни проводит на путях предполагаемой реальности и постоянно стремится совместить её с реальностью действительной, что приводит его к различным проблемам, которые он вынужден постоянно решать.

С одной стороны можно говорить, что человек одномерное существо, так как время определяет последовательность его взаимоотношений с миром, а с другой стороны человек является сложным существом, каждая часть которого имеет своё мнение о реальности этого мира, и свой способ взаимодействия с этой реальностью. Человек как бы видит одновременно реальность мира с многих позиций, каждая из которых имеет не только свои приоритеты, но и свои способы взаимодействия с реальностью этого мира. Каждая из субличностей человека имеет способ взаимодействия с материальным миром и свою волю. И всякий раз, когда какая-либо субличность выходит на передний план и заявляет о себе своим отношением к предстоящей реальности, человек считает, что это его мнение и его собственная реакция. Правда, некоторое время спустя, человек может и пожалеть и о своём мнении и о своей реакции. Следовательно, та часть в человеке, которая осознаётся человеком как он сам, каждый раз, как только какая-то субличность выходит на передний план, попадает под влияние этой субличности и её отношения и действия воспринимает как свои собственные. Но тогда, человек не выбирает ни своих отношений с реальностью этого мира, ни своих оценок его, потому что грань личности человека – это ещё не весь человек, так же как человек из коллектива – это ещё не весь коллектив. Более того, когда в человеке преобладают витальные желания, то многое недопустимое становится для него возможным, а многое невозможное – допустимым. Но это только в короткий отрезок времени, который, возможно, определить всю его дальнейшую судьбу. Кто в этом случае выбирает его витальную реакцию и его решение поступить, так или иначе? Он сам, или же за него это сделала его витальная часть? Возможно, оглядываясь назад, он сказал бы себе, что если бы он знал последствия своего поступка, то, скорее всего, поступил бы иначе.

Вся беда в том, что человек не является интегрально целостным существом, части которого подчиняются его единому «я», не эго, у которого своя функция и свои стремления, но «я» более высокое, человеческое, связанное с его истинным «Я» и даже его «высшим Я». Каждая субличность человека и даже каждая его часть, связаны с различными планами реальности этого мира, которые считают, что человек по праву принадлежит им и, используя эти различные части, управляют человеком. Среди этого хора управленцев, наперебой рвущихся к кормилу власти, есть и голос истинного «Я» человека, которое в этот хор вплетает свой голос, но очень часто не достаточно эффективно. И причина этому в том, что в принципах истинного «Я» человека нет насилия и нет стремления к власти. Оно не расталкивает локтями другие части человеческой интегральной личности, чтобы выдвинуться вперед. Оно набирает опыт и силу постепенно, проходя через множество проблем человеческого бытия. и однажды, когда оно будет достаточно опытным и зрелым, человек не сможет не услышать его голос и не последовать ему.

Но тогда человек не виновен в своих преступлениях и не по своей воле совершает подвиги, но какие-то части его личности, в силу определенных обстоятельств, вышли на передний план, и… событие произошло. В действительности же, человек не является марионеткой своих влечений, чувств и своих субличностей, потому что в нём есть два источника, предохраняющих его от падений. Один из них – его истинное «Я», которое в критической ситуации прилагает максимум усилий, чтобы человек услышал его и изменил своё поведение. Вторым источником является его воспитание, в котором определены границы возможного и допустимого. Всё остальное зависит от человека, какую сторону он примет и к какому «голосу» прислушается.