Духовная жертва не имеет ничего общего с идеей жертвы обывателя. Если в этом мире обыватель жертвует, имея с этой жертвы определенную для себя выгоду, в которой он может выглядеть благородным, щедрым, гуманным. Или же хочет дать взятку Богу, следуя принципу: «ты мне, я тебе», и, опять-таки иметь для себя какую-то выгоду. Кроме того, жертва обывателя почти всегда хоть в какой-то степени приносит ущерб жертвователю, но он из двух зол выбирает меньшее, чтобы потом не пожертвовать большим.
В противоположность материальной жертве, духовная жертва не только всегда бескорыстна, но для обывателя она может выглядеть парадоксальной, так как человек жертвует только тем, что препятствует его духовным стремлениям. Обнаружив в себе то, что привязывает сознание человека к ценностям материального мира; или же состояния, через которые проявляет себя низшая природа, человек с позиции внутреннего свидетеля осознает эти проявления низшей природы, не потакает им, и даже спокойно отвергает их, как бы говоря: не мешайте мне на моем пути.
Такого рода жертва – это не только отказ реализоваться в себе низшей природы, но и предложение всего этого Божественному, поток сознания которого всегда следует в том направлении, куда обращает свое внимание духовный искатель. Если человек, идущий духовным путем, достаточно искренен и настойчив, то недалеко то время, когда всевозможные внешние влияния и различные внутренние состояния, которые прежде делали его зависимым от них, перестанут вызывать в нём какие-либо ответные реакции. Человек останется внутренне совершенно невозмутимым и прозрачным для всевозможных волн низшей природы.