Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕВЕДЕНИЕ

--

Ведать, значит – знать, следовательно, можно думать, что неведение – это незнание? Существует два типа неведения, один из них связан с отсутствием условий для познания, действия и т. п., а другой – с нераскрывшимися возможностями. Для примера можно привести жаберно-дышащих водных обитателей, у которых нет возможности дышать легкими, как это происходит у всех сухопутных животных. Для физического тела человека невозможно жить в безвоздушном пространстве без специальных устройств жизнеобеспечения. Сущности различных планов бытия не имеют возможности воспринимать ту часть реальности, которая лежит за пределами привычных для них вибраций. В то же время неведение человеком других планов бытия, в связи с недостаточно развитой восприимчивостью, может быть преодолено в результате соответствующих тренировок в духовной практике. Или же постоянная работа по самоосознанию, может раскрыть в нем возможности воспринимать источники эмоциональных состояний, или же тончайшие проявления эго, которые для людей, живущих обычной жизнью, часто недоступны для восприятия. 

 Мы живем в мире неведения, которое не позволяет нам осознать реальность самих себя и окружающего нас мира такими, какие мы есть на самом деле. Можно думать о себе, что мы хорошие или плохие, но на самом деле такие оценки самого себя – всегда неверны, потому что неведение не позволяет нам быть объективными. Заметьте, – "не позволяет". Другими словами, оно может позволить, а может и не позволить. Следовательно, неведение – это нечто сознательное. Если неведение может что-то не позволить, то, по-видимому, ему есть что скрывать. Дело в том, что неведение – это разрушительный поток смерти, который содержит в себе сознание, так же как и поток жизни, хотя цели этих потоков диаметрально противоположны. Смерть – великий обманщик, она всегда рядится в одежды жизни, чтобы обмануть ее. И ей это каждый раз удается, когда в жизни появляется что-либо несовершенное. Но жизнь только тогда может быть несовершенной, когда в неё проникают, или раскрываются в ней самой элементы смерти. Это на первый взгляд кажется непонятным, как это в жизни раскрываются элементы смерти, но станет для нас понятным, если осознавая раскрывающиеся возможности жизни, мы сумеем увидеть, что каждая из раскрывающихся возможностей содержит в себе не только жизнь, но и смерть, позади которых находится необходимая для их проявления и реализации энергия. И если внешние условия или воля человека сдерживают проявления жизни, то во всей своей полноте раскрываются возможности смерти, и наоборот, при сдерживании в себе проявлений смерти, человек этим самым способствует полноте раскрытия жизни.

 В мирах низшей сферы опорой неведения или смерти являются самые нижние миры мрака, а опорой жизни и знания являются высочайшие планы богов. И если рассматривать иерархию миров низшей сферы, начиная с плана богов, то света жизни и знания в каждом следующем более низком мире становится все меньше и меньше, и в самом низшем мире мрака и смерти света слишком мало, чтобы хоть в какой-то мере рассеять его мрак. И, наоборот, количество мрака, начиная с плана богов, и опускаясь вниз по направлению к мирам смерти, нарастает все больше и больше и в самых низких мирах господствует царство мрака и ужаса. Оба потока – жизни и смерти, проходят через все живое как на Земле, так и в других мирах, и соотношение этих потоков определяет все формы жизни в низшей сфере миров.

В каждом живом существе на Земле, и в каждой сущности миров низшей сферы есть возможности как смерти или неведения, так и возможности жизни. На протяжении всей человеческой жизни от ее начала и до ее конца, у человека все больше открывается возможностей смерти, и все меньше остается возможностей жизни. Существует критическая величина возможностей жизни, при которой все жизненные процессы в живом организме прекращаются и человек умирает, и есть минимальная критическая величина возможностей смерти, перешагнув которую человек уходит в бессмертие. Эти величины не определяют состояние здоровья человека или его жизненный тонус, они связаны с выполнением человеком своего предназначения. Поэтому, события внешнего мира могут прервать жизнь человека, если его предназначение выполнено, и в таком случае говорят о насильственной смерти человека, а не от старости. Такой исход свидетельствует о единстве предназначения человека и мира, в котором он живет.

Неведение – ветвь смерти, и какой бы устрашающей для человека она ни выглядела, человек без нее не мог бы сделать ни шагу. Такое утверждение основано на том, что смерть определяет направление жизни человека. Она словно стенами ограничивает направление его движения, направляя его существование в сторону деградации и разрушения.  Многие люди думают, что они сами выбирают свою судьбу, в действительности судьба выбирает их для предназначенного им пути. Она постоянно сортирует людей по тому множеству путей жизни, которые в ее полном распоряжении. Кому в каком направлении следует идти, она определяет исходя из возможностей человека и его потребностей. Если потребности не соответствуют возможностям, то судьба, позади которой стоит смерть или неведение, что одно и то же, направляет человека на тот путь, который покажет ему его внутреннюю ложь. Если же человек продолжает настаивать на неверном выборе своего пути, в связи с тем, что не может преодолеть своего внутреннего неведения, то судьба может еще раз при помощи своих внешних средств, указать человеку на неадекватность его стремлений его возможностям. И каждый раз это будут страдания, и пустые, иногда чрезмерные и безрезультатные усилия.

Человек не знает своего будущего и, конечно же, не знает ни дня, ни часа своей смерти. Благодаря неведению человек пытается идти путями, которые соответствуют его желаниям, и каждый раз на этих путях его сопровождает надежда, что его желания исполнятся. Если бы человек знал свое будущее, то, возможно, его желания не имели бы смысла, ему незачем было бы что-либо выбирать и даже жить, так как все ему уже известно. Очень многое в социальном мире изменилось бы, – возможно, исчезли бы преступления, намерения других людей, даже если они соответствуют их будущему, тут же были бы известны тем людям, которые имеют отношение к их жизни или намерению. Не было бы трагедий с семейными разводами и несбывшимися надеждами. Исчезло бы творчество, и никто ничего не изобретал бы, не возникало каких бы то ни было проблем или дисгармоний. Каждый человек и каждый народ знали бы те пути, которые наиболее приемлемы для них и знал бы замыслы своих недругов, так как в его будущем эти замыслы могли реализоваться. И если исходить из нашего сегодняшнего понимания жизни, то знания будущего, даже если бы у человека была возможность выбора путей, привело бы человека к тупику, из которого выхода никакого не могло быть. Знание будущего лишило бы человечество религий, а человека, избравшего для себя духовный путь, возможности получать духовный опыт, потому что все уже предопределено и незачем совершать какие бы то ни было усилия, чтобы что-то изменить. И, конечно же, ни о какой эволюции сознания в этом случае не могло быть и речи, потому что ничего неожиданного уже не могло бы произойти. Если бы человеку дано было знать время своей смерти, то это закончилось бы для человечества трагедией. Для большинства людей груз этих знаний был бы невыносим, и они делали бы попытки уйти из жизни досрочно. Другие, возможно, зная время своей смерти, сумели бы организовать себя, для выполнения чего-то, по их мнению, очень важного. Третьи – пустились бы во все тяжкие, или же попытались бы получить от жизни как можно больше удовольствий. Есть еще и другие варианты поведения людей, знающих пределы своей жизни. Например, в боях они могли быть безумно храбрыми или предельно трусливыми, в зависимости от того, суждено им погибнуть или не суждено. При этом могло бы возникать множество совершенно абсурдных случаев, которые противоречили бы не только всякой логике, но и фатальным обстоятельствам. Например, за какое-то преступление человека приговорили к смертной казни, а он знает, что его жизни в действительности ничего не угрожает, так как жить ему еще много, много лет. Или, самолет потерпел аварию и взорвался в воздухе, только потому, что один из пассажиров должен умереть в назначенное для него время в связи с аварией самолета, а те люди, время смерти которым еще не наступило должны как-то выкручиваться из создавшегося положения, чтобы выжить. Но знание времени своей смерти многих людей заставило бы задуматься о смысле своей жизни. Они видели бы полосу своей жизни, начиная от сегодняшнего дня и до ее конца, и могли бы спросить себя, а для чего эта жизнь ему подарена? Ведь не может быть, чтобы его выгнали из Эдема его пренатальной жизни, только для того, чтобы он «плодился и размножался» и «в поте лица своего добывал себе хлеб свой»?

Когда истинные знания приближаются к человеку, первое, что они делают, это порождают у человека вопросы, на которые он должен найти ответы. Заметьте, всегда первыми о себе заявляют знания, они должны поманить человека к себе, для того, чтобы он мог приложить усилия, чтобы найти их. Ответы на вопросы – это и есть путь к знаниям. Правда, на этом пути низшая природа устраивает человеку множество ловушек, которые воспринимаются человеком как знания и опыт. Но они в отличие от первых, порождают желания, и если человек недостаточно искренен, то он может легко попасть в них и получить те знания, которые не являются ответом на его первоначальные вопросы.

Для человека, идущего духовным путем, проблема смерти имеет значение только в плане духовной практики.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что неведение – это благо, без которого невозможна была бы не только жизнь на Земле и эволюция сознания, но и Вселенная не могла бы существовать, потому что эволюция – это всегда преодоление и восхождение над неведением.