Личность человека состоит из многих фрагментов, которые психологами называются субличностями. Эти субличности можно сравнить с гранями единой личности. У человека позади этих граней царствует животное эго. Если грани личности человека рассматривать как определенные инструменты, которыми пользуется человек при взаимодействии с внешним миром, то эго в этом случае можно рассматривать как дирижёра, управляющего этими инструментами.
Предназначение всего живого в Универсуме – познавать реальность мира. Целью познания является не знание, а движение в направлении всё возрастающего совершенства. И здесь мы вновь встречаемся со спектром познания, каждая часть которого определяет предназначение жизни, входящей в эту часть спектра. Есть формы жизни, которые «познают мир своим желудком» – они живут, чтобы есть и едят, чтобы жить. Это гусеницы и другие насекомые, но ими могут быть и люди – они стремятся увеличить самих себя изнутри своего физического естества. Есть формы жизни, которые познают мир ради увеличения самих себя за счёт ценностей этого мира. К этим формам жизни относятся в основном люди, – они увеличивают себя за счёт внешних факторов. Их существо как бы прирастает извне за счёт автомашин, яхт, дворцов, счетов в банках и т. п. Наилучшим вариантом прирастания себя извне, является увеличение себя за счёт детей. При этом, истинным увеличением может быть только тот случай, когда родители живут для совершенства своих детей. При этом происходит автоматическое совершенствование и самих родителей.
Люди могут увеличивать самих себя и за счёт власти, но все эти способы увеличения себя не ставят своей целью самосовершенствование, потому что эго, управляющее человеком, считает себя уже совершенным. Для него является важным количественное увеличение самого себя или изнутри – это принцип гусеницы, потребителя, или извне – это принцип личинки ручейника, которая надстраивает себя снаружи, сооружая чехлик, из того материала, который находит вокруг себя. Это тоже принцип потребителя, только у людей прирастание внешнее не имеет в этом стремлении пределов.
И есть, сравнительно, незначительное число людей, которые стремятся прирастать на путях совершенства. Одним из важных этапов на пути совершенства является формирование целостности своей личности. Для этой цели человек должен быть максимально бдительным и восприимчивым к своим внутренним состояниям в самых различных ситуациях. Практически, он должен осознавать как ведут себя его субличности, созвучные с внешними обстоятельствами.
Известно, что реальные или предполагаемые обстоятельства выдвигают на передний план определенные субличности, адекватные этим обстоятельствам. Обычно внимательные люди осознают, что в различных обстоятельствах они ведут себя по-разному, но совсем другое – изучение субличностей. Когда мы что-либо изучаем в себе, то этим самым поднимаемся над тем, что изучается нами и, постепенно у нас формируется центр осознающий все особенности наших многочисленных субличностей. Когда же этот центр сформируется, то берёт на себя не только функцию осознания, как себя проявляют субличности, но и начинает управлять ими. Теперь уже позади субличностей не их привычный древний хозяин – животное эго, а нечто более высокое и сознательное. Формирующаяся сознательная единая личность напрямую связана с человеческим истинным «Я» или психическим существом. В таком человеке в любых обстоятельствах проявляются его самые высокие человеческие качества, и нет в его отношениях с реальностью этого мира ничего низкого и грубого. Теперь в нём не толпится хор субличностей перед выходом на сцену взаимоотношений с реальностью этого мира, но человек сам выбирает ту грань своих возможностей, которая будет наиболее адекватна обстоятельствам. Человек стал целостным существом, и уже в его существе не возникает вопрос: «Кто в доме хозяин», так как «все его министры» не выскакивают самовольно на передний план только потому, что возникли для них подходящие обстоятельства. И не эго подталкивает субличности к максимально выгодному проявлению их в конкретных обстоятельствах, но его единая в своём разнообразии личность.
Но и в этом случае вопрос, кто принимает решение при выборе направления взаимодействия человека с реальностью этого мира, ещё не решается окончательно. Человеческое эго, даже тогда, когда оно теряет свои основные позиции, с вершин которых оно управляло человеком, не торопится оставлять свою власть над ним, и когда человек утверждает, что «я – это тело», что «я хочу или не хочу» и т. п., то это не более как проявления эго. Но и в том случае, когда человек стал целостным и объединил все субличности под одним общим руководством, он ещё не пришёл к окончательному знанию о том, кто же он есть в действительности. И только тогда, когда, будучи целостным, он станет единым со своим истинным «Я», он осознает, что всё, что он прежде считал собою, является только необходимыми инструментами для взаимодействия с внешним проявленным миром. Он осознает, что он является посредником между проявленным и даже непроявленными мирами и единым бесконечным Богом. И, наконец, он осознаёт своё истинное предназначение на Земле. И тогда спадут с глаз его разума иллюзии этого мира, как поля деятельности, на котором он должен быть успешен, и он поймёт, что любая внешняя деятельность человека – это только средство, направленное на его внутренние изменения. И он поймёт, что все его прежние взаимоотношения с проявленным миром были иллюзией, позади которой скрывалась, неосознаваемая прежде реальность.