Прежде чем делать какой-либо выбор, человек должен иметь оценку того, что ему предложено для выбора. Но оценку он станет делать тогда, когда у него появится потребность выбора. Причиной появления потребности может быть недовольство пусть даже в малой степени, тем, что у него есть, или же завершение какой-то части своих интересов, которым он следовал прежде, но могут быть и внешние насильственные обстоятельства, или условия, основанные на лжи, которые заставляют человека делать выбор. Конечно, может быть ещё множество других причин, побуждающих человека к выбору. Во всех этих причинах важным является то, что человек согласен на выбор, или другими словами, согласен на изменения, в первую очередь внешних условий. И во вторую очередь – самого себя. Можно даже сказать – «в последнюю очередь самого себя».
Согласие на выбор – это проявление в человеке возможности творить, но ещё в большей степени – возможности эволюционировать. На материальном плане эта возможность проявляется в стремлении человека от хорошего к лучшему, от меньших удовольствий – к большим, от меньшей власти к абсолютному господству и т. п. Это тоже эволюция, но только количественное её проявление. И верхние её пределы, в действительности, ничем, кроме обстоятельств и собственных человеческих возможностей, не ограничены. Но так как человек почти всегда переоценивает свои возможности, то эти его особенности не являются препятствием для его бесконечной количественной экспансии. Человек хотел бы иметь все богатства не только земного мира, но и всей Вселенной. Он хотел бы иметь власть не только над Землей и всем, что на ней, но и над Богом, и одновременно он хотел бы иметь все мыслимые и немыслимые удовольствия всей Вселенной. Но обратите внимание на это странное побуждение человека эволюционировать количественно, вширь, ввысь и куда угодно ещё, но только не эволюционировать внутренне, качественно. Это связано с тем, что человек считает себя уже совершенным, поэтому он доволен собой, и меняться совсем не собирается. Кажется, что Божественная эволюция преломилась на Земном плане, и пошла совершенно в другом русле. А то, что это присуще абсолютному большинству людей, свидетельствует, что причины этому находятся вне человечества.
У Бога не бывает случайностей и всё, что происходит в нашем мире или где-то ещё, является Божественной необходимостью. События, происходящие в современном мире и в каждом человеке, являются частью необходимой Божественной работы, в которой он проявляет все несовершенства, для того, чтобы трансформировать их в совершенства. Проявления несовершенств в человеке происходит по созвучию с теми силами, которые имеют ту же самую частоту вибраций, которая свойственна человеческим несовершенствам. Обычно, это осуществляется за счёт внешних средств, которые привлекают внимание человека, а затем, овладевают им. Это, в конце концов, приводит к тому, что человек становится созвучным вибрациям определенных ценностей этого материального мира, которые прочно удерживают его в своих ловушках. При этом для человека его пребывание в ловушке воспринимается как нечто привлекательное. Нередко, такое пленение осознаётся им, как смысл жизни.
Все вещи материального плана Земли имеют определенную частоту вибраций, характерную для спектра низшей природы. И если человек в своих стремлениях попадает в зависимость от идей или ценностей внешнего мира, то уровень его вибраций становится созвучным вибрациям тех объектов, которые сделали его зависимым от себя. Этими объектами может быть что угодно, а не только идеи или предметы, например, какие-то привычки, телепередачи, игровые автоматы, компьютерные игры или чаты, всевозможные увлечения коллекционированием и т. п. А так как всё это является средствами низшей природы, при помощи которых она управляет людьми, то человек в таких случаях очень прочно фиксируется в её ловушках, и даже может посвятить им всю свою жизнь.
Тогда можно спросить, а делает ли человек сознательный выбор, когда вопрос касается ценностей этого мира, или человека привлекают те силы, которые стоят позади этих ценностей, и подчиняют его себе? Наше внимание привлекается тем, что созвучно ему, хотя бы частично. Но если вокруг человека находится преимущественно то, что несёт в себе низкие вибрации, то это приводит к тому, что «звучание человека» постепенно настраивается на эти вибрации. И тогда, когда большая часть сознания человека трансформирована окружающей реальностью, то человек автоматически делает выбор в пользу этой реальности. На самом деле человек в этом случае никакого выбора не делает – он соглашается с тем, что эта реальность ему предлагает. И он не может не согласиться, так как ему больше ничего не предлагается – он сдаётся.
Когда человек двигается вниз – он всегда сдаётся. Река тоже сдаётся под влиянием обстоятельств, и у неё так же нет выбора, хотя ей никто не запрещает течь вверх по склону. Конечно, можно сказать, что ей запрещает это делать закон гравитации, который заставляет яблоко падать на голову Ньютона, а реку течь в сторону моря. Для человека тоже есть свой «закон гравитации» – потребительские тенденции его эгоистической психологии, притягивают его к ценностям этого мира. Человек, живущий потребительскими интересами, никогда и ничего не выбирает. На самом деле, определенные внешние обстоятельства, которые формирует низшая природа, ведут его от одной привлекательной зависимости к другой. А его согласие так же от него не зависит, так как оно диктуется большей или меньшей привлекательностью определенных обстоятельств. Таким образом, человек, привязанный к ценностям материального мира, ничего не выбирает, – это делает за него низшая природа. Хотя он и предполагает, что это он сам делает нужный для него выбор.
Все ценности внешнего мира, (под ценностями здесь понимаются не только материальные, но и всевозможные идеи, намерения и др. другими словами, всё, что определяет человеческое бытие) имеют двойное предназначение. Первое – основное значение этих ценностей заключается в том, что они создают в человеке ответное созвучие с ними, что позволяет ему осознать те свои реакции и части, которые подлежат удалению за пределы своего существа или трансформации в нечто более высокое. В таких случаях жизнь человека, в окружении ценностей этого мира, становится постоянной работой над уровнем своего сознания, освобождением от всего, что препятствует его росту, и, соответствующее, изменение внешних условий, при взаимодействии с реальностью этого мира. Люди, избравшие для себя путь духовного ученичества, в период своей внутренней работы меняются качественно.
Другое значение ценностей внешнего мира состоит в том, что он является ловушкой для всего, что созвучно ему. Определенная категория людей, сознание и ум которых имеют более низкие вибрации, соответствующие по частоте этому материальному миру с его ценностями, улавливаются в расставленные низшей природой ловушки и навсегда остаются в них. Их эволюция чисто количественная.
И тогда ещё один, очень важный вопрос. Если человеком управляет внешняя среда, через которую реализует себя низшая природа, то каким образом происходит разделение людей на две категории – на тех, которые эволюционируют качественно и тех, для которых эволюция – это чисто количественные изменения их личности? Причиной такого рода разделения является внутренняя Божественная истинная часть живущая в каждом человеке. Именно она в человеке меняет значение ценностей внешнего мира, что приводит к радикальному изменению его предпочтений. Человек под влиянием своей внутренней Божественной истинной части начинает осознавать тщетность стремления к ценностям материального мира, так как они не только иллюзорны, но каждый раз, когда заканчивается жизнь, рассыпаются в прах, и, кроме того – они ненасытны, полностью подчиняя себе человека.
Но и в этом случае, когда человек переходит от количественной эволюции, суживающей его сознание на ценностях этого материального мира, к эволюции качественной, направленной на рост его сознания, – не он делает выбор. Его предпочтения в действительности принадлежат не ему, а той внутренней истинной части, которая трансформировала его сознание и изменила его мировоззрение. Она же, эта внутренняя истинная часть будет и дальше вести его по лабиринтам жизни, в которых этот материальный мир становится для него школой. истинная часть в человеке в действительности и является его учителем, который определяет направление и последовательность его духовных уроков.
После всего сказанного невольно напрашивается вопрос: а что же остаётся самому человеку, кроме тех внешних и внутренних сил, которые управляют им? Человеку дана возможность осознавать работу сил как внутри самого себя, так и во внешнем мире, и ему дана воля удерживать своё внимание направленным к той цели, которая определена для него внешними или внутренними силами. Отсюда становятся понятными значения слов, сказанных Шри Ауробиндо о том, что эта йога не для человека, а для Бога.
Есть ещё один вопрос, касающийся людей, которые пытаются удобнее устроиться в этом материальном мире. Эти люди, похоже, отброшены на обочину эволюции? Нет, их внутренняя истинная часть – Психическое существо, для своего роста и созревания нуждается в их деятельности в материальном мире, которая даёт ему необходимый опыт. возможно, пройдёт много жизней, когда оно достигнет достаточной зрелости, чтобы изменить сознание человека и изменить его внешнюю количественную эволюцию в эволюцию качественную.