Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИСТИНА И ЛОЖЬ – ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

--

Существует две позиции, с которых может определяться истина и ложь. Есть позиция внутренняя, которая оценивает средства, используемые для достижения целей, и есть позиция внешняя, которая учитывает только цель, для достижения которой все средства хороши. И только первая позиция может определить – к какой категории относятся средства, используемые для достижения цели, содержаться ли в этих средствах истина или ложь.

Жить изнутри – это, значит с позиций внутренней истинной части оценивать любые свои решения и поступки, в этом случае цель отодвигается на второй план, и более значимыми становятся средства достижения цели и человек начинает понимать, что более важными являются средства достижения цели, и сам процесс с использованием этих средств, а не цель. Это подтверждается еще и тем, что духовный опыт человек может получить только на пути к цели, а не в момент её достижения.

Та категория людей, для которой цель является предпочтительнее опыта, который можно получить на пути к ней, истиной почитают не внутреннюю оценку способов достижения цели, а саму цель, и это ведет к тому, что любые средства для достижения цели становятся оправданными. Как цели, так и пути, ведущие к ним – взаимосвязаны. Ложные средства ведут только к ложным, разрушительным целям, а истинные – к созидательным. Здесь под разрушительными целями понимается не только события, происходящие на проявленном плане, но и состояние сознания людей, возникающие при реализации ложных целей. Но в некоторых случаях мы можем говорить о разрушительной правде и созидательной лжи. Предположим, человеку сказали о том, что ему осталось жить всего несколько дней, и это было действительно так, и никакого злого умысла у сказавшего эти слова не было, но для человека такого рода сообщение будет разрушительным. Или же этому же человеку оставят надежду на лучший исход, с условием, что он приложит в определенном направлении силы. И тогда в первом случае правда будет ложью, а во втором – ложь будет правдой.

Но между разрушительным и созидательным – между смертью и жизнью – есть и другие грани, перешагнув которые, мы можем получить результаты, противоположные ожидаемым. Например, у человека существует какая-либо созидательная цель, достигнув ее, он может получить удовольствие, соответствующее усилиям, затраченным на достижение цели. Здесь удовольствие является стимулятором и соответствует идее жизни. Но когда человек отделил удовольствие от труда, и акцентировал внимание на стремлении к получению удовольствий, тогда получаемые  удовольствия у него значительно возросли, потому что на их получение ему уже не требуется затрачивать адекватный труд. И теперь то же самое удовольствие, но в других объемах, может быть для него разрушительным. Это то же самое, что и с ядом, например, пчелиным, – в малых дозах он лечит, а в больших – действует разрушительно. Сходную картину мы наблюдаем и с применением правды, как элемента истины. Если она в малых дозах введена в ложь, то она может усилить её, придав ей правдоподобность. Например, в Библии рассказывается как Иисус сын Навин, подойдя к стенам Иерихона со своим войском, в течение семи дней семь раз обошел вокруг него с ковчегом Завета, трубя в трубы, и стены города чудесным образом разрушились. В действительности, Иерихон был разрушен во время землетрясения за триста лет до описанного в Библии события – об этом пишет библейский археолог Захария Ситчин в своих книгах. Но для читателя, не знающего истинной истории тех времен этого региона Ближнего востока, упоминание города Иерихон делает описанное в Библии событие для читателей достоверным.

У каждого человека свое предназначение, но даже знающие об этом люди, не могут следовать только идеям жизни и истины. В своих отношениях с окружающим их миром и в отношениях к самому себе, они обязательно в чем-то нарушают принцип «не вреди», который в большей своей части соответствует умеренности во всем, что требует от человека определенных усилий. И это очень часто связано с присутствием в человеке тамасической и раджасической гун. Именно они не позволяют человеку быть умеренным и уравновешенным. И, кроме того, человеком почти всегда управляет внешний мир, увлекая его за собой различными соблазнами и обязанностями, что делает человеческий путь на Земле хаотичным и не соответствующим его предназначению.