У всех, кто пришел к духовному пути – учителем был Бог. Он постепенно формировал его интересы и определял направления его жизни. Возможно, на определенном этапе он давал этому человеку учителя во плоти, и действовал через этого учителя, который в этом случае был его инструментом. Ни один человек, если он не будет внутренне готов, даже присутствие величайшего учителя не может придти к духовному пути.
Существует мнение, что направление своей судьбы и успешность на выбранном направлении зависит от свободной воли человека и от того, насколько неуклонно было обращено внимание человека избранному направлению. Возразить подобному утверждению практически невозможно, но можно задать вопросы: почему у человека возникла необходимость выбора? И второе – что должно поддерживать внимание человека в направлении избранного пути? в своём стихотворении «Странник» А. С. Пушкин даёт один из ответов на первый вопрос и приближается к ответу на вопрос второй. Приведу здесь часть этого стихотворения:
«Однажды, странствуя среди долины дикой,
Внезапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбён,
Как тот, кто на суде в убийстве уличён.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзённой муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»
В этом стихотворении на человека внезапно обрушилась скорбь, которая в одночасье изменила его судьбу, и он решил бежать из «долины дикой» – города, в котором он жил, а точнее – от привлекательных ценностей этого материального мира. И далее, после проблем, которые возникли у «странника», в связи с его внутренним преображением, меняются и внешние обстоятельства:
…
«Пошел я вновь бродить, уныньем изнывая
И взоры вкруг себя со страхом обращая,
Как узник, из тюрьмы замысливший побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик – влача свою веригу,
Я встретил юношу, читающего книгу.
Он тихо поднял взор – и вопросил меня,
О чём, бродя один, так горько плачу я?
...
После рассказа «странника» о событиях, произошедших с ним, юноша помогает ему:
…
«Не видишь ли, скажи, чего ни будь?»
Сказал мне юноша даль указуя перстом,
Я оком стал смотреть болезненно отверстым,
Как от бельма врачом избавленный слепец.
«Я вижу некий свет», – сказал я, наконец.
«Иди ж, – он продолжал, – держись сего ты света,
Пусть будет он тебе единственная мета.
Пока ты тесных врат спасенья не достиг,
Ступай!» – И я бежать пустился в то же миг
…
Обратите внимание, «странник» только тогда увидел юношу, знающего направление источника света, когда в нём произошли внутренние изменения, когда сердца его коснулся перст Божий. И ещё, обратите внимание, юноша не указал направления, в котором должен был двигаться «странник», но спросил его – не видит ли он чего нибудь? И только тогда, когда тот ответил, что видит свет, предложил ему идти в направлении этого света. Если бы «странник» ещё не был бы готов к тому, чтобы увидеть свет, то юноша не указал бы направления, в котором необходимо двигаться. Все изменения вначале должны произойти внутри человека, и только тогда его внешние действия могут быть успешными.
Итак, человек станет на путь освобождения от привязанностей к ценностям этого мира, от его идей и от его удовольствий, если Божественный откроет его сердце. Если перст Божественного не коснулся человеческого сердца, то каким бы великим ни был учитель или мастер, – его присутствие рядом с таким человеком, и слова, обращённые к нему, будут бессильны, что-либо изменить. Сердце человека может открыть только Бог. Для большинства людей, жизнь которых стала служением Божественному, началом пути, ведущем за пределы привязанностей к этому миру, возможно, был какой-либо незначительный интерес или событие, заставившее их задуматься над смыслом того, что они делают и над смыслом жизни. И с этого времени все события значительные или незначительные, происходящие в их жизни, становились уроками, которые им давал Божественный. Правда, на первых порах люди ещё не догадываются о том, что их ведёт Божественный, и из уроков мало что извлекают для себя полезного, но со временем отношение к Божественным урокам меняется. Однажды, оглянувшись в своё прошлое, они могут осознать, что все события, через которые провела их судьба, привели их к сегодняшнему дню. И на пути для них не было ни одного события, которое было бы случайным, каждое из них было направлено на то, чтобы они могли что-то осознавать в себе. Постепенно под водительством Божественного у них раскрывается возможности различать и делать выбор между тем, что требует от них низшая природа и тем, что необходимо на пути к божественной истине.
Внешний мир, со всеми его проблемами, улавливающими человека в свои сети, содержит в себе одновременно два значения – одно из них предназначено для людей, живущих внешней жизнью, целью которой является успех и благополучие, и для тех, которые избрали для себя внутренний путь, ведущий к Божественной истине. При этом, если человек будет успешен во внешнем мире и поглощён его проблемами, то у него не будет успеха в его внутренней работе. И, наоборот, если он будет успешен на внутреннем пути, то его внешняя успешность может от этого сильно пострадать, так как внутренний путь и внешняя активность человека следуют своим законам, которые значительно отличаются друг от друга.