ТОЧКИ ФИКСАЦИИ И ВНИМАНИЕ

Описан психологический опыт, показывающий, что фиксация внимания человека, при рассматривании человеческого лица, точечная. И если бы человек воспринимал реальность только в точках фиксации внимания, то это привело бы к полной потере его ориентации. Но этого не происходит, потому что кроме центра внимания существует еще и его периферия, которая так же осознается, но менее четко. Свет осознания наиболее яркий в центре, постепенно угасает по мере удаления от центра.

Это можно представить при помощи метафоры, в которой человек элемент за элементом, последовательно рассматривает мозаичную картину. Если у него не будет периферического зрения, то он не увидит картины, но только ее элементы. То же самое происходит при чтении какого-либо текста, когда человек не прочитывает каждое слово последовательно, но читает только ключевые для него слова, а все, что между ними запоминается при восприятии периферическим вниманием. Если оперативная память человека короткая, то периферия внимания соответственно становится меньше, и человек перестает понимать прочитанный текст, так как, читая с привычной для него скоростью, человек видит ключевые слова, но периферические поля внимания не накладываются друг на друга и, поэтому, не создают единого смыслового поля. В этом случае даже многократное прочитывание текста не приводят человека к его пониманию. Но фиксация внимания при чтении может быть и другого уровня, на котором человек обращает внимание на определенные эпизоды, считая второстепенными другие. В то же время другой человек, при чтении этого же самого материала, будет фиксировать свое внимание на тех эпизода, которые были где-то на периферии для первого читателя. И тогда мнение о содержании этого печатного материала, будут у этих людей совершенно не одинаковыми.

Дети, даже умеющие читать, не любят это делать, потому что при чтении фиксируют свое внимание на буквах, а периферия внимания включает в себя только слово, поэтому смысл предложения становится разорванным, и прочитав его, он не поймет прочитанного. Другое дело, когда ему читают этот же самый текст родители.

Принцип центра и периферии, на которых зафиксировано внимание человека, можно увидеть в проявлениях многих сфер жизни. Например, историк, при написании истории какого-либо народа фиксирует свое внимание на определенных значимых событиях, значимых людях. Если он патриот, то значимые события и люди, которых он будет описывать в истории, будут соответствовать его патриотизму. А если историк безразличен к тому народу, историю которого он собирается писать, или даже враждебно к нему относится, то и ключевые события и герои этого народа в его истории будут носить в себе негативные черты.

В истории любого народа существуют последовательные поля событий, внутри которых есть и положительные и отрицательные грани. Можно об этом сказать, что каждый народ и каждый человек имеют много историй. Есть среди них и положительные и отрицательные, есть религиозные и есть социальные и еще много других. У отдельного человека могут быть истории – витальная, социальная, профессиональная, религиозная и духовная и др. И все эти истории накладываются одна на другую, создавая многогранный образ или народа, или человека. И в зависимости от отношения к этому народу, или к этому человеку,  мы можем писать различные истории и биографии. Поля событий – это и есть периферия внимания, а центром будут положительные или отрицательные герои, или же в отдельном человеке – положительные или отрицательные качества. Можно сказать, что поля событий окрашиваются в тот цвет, который зависит от героев, на которых мы фиксируем свое внимание. А это, в свою очередь может создавать в нас определенное отношение к этим событиям и к истории своего народа.

Чем бы человек ни занимался, его внимание всегда совершает своеобразные прыжки от одной значимости к другой, а все, что находится между ними – это все периферия его внимания или периферия, идущих в определенной последовательности, значимостей. Эти значимости всегда соответствуют человеку, который на них фиксирует свое внимание.

Так как человек социальное существо, то на его оценку значимостей в значительной степени влияет общественное мнение или же мнение его авторитетов. Например, одной из самых авторитетных в мире книг является Библия, которая считается священной. Правда, непонятно, почему Тора – священная для иудеев  является священной и для христиан. Но прочтем второй стих первой книги Торы – Бытие: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день первый». Всеведущий Бог не знал, что такое свет и зачем-то решил создать его. И только после этого он увидел, что свет хорош и назвал его днем. О том, что здесь нет никаких иносказаний, является продолжение этого стиха: и был вечер, и было утро – день первый. И только на четвертый день он создал солнце и светильники на тверди небесной. Можно не обращать внимания на подобные несуразности в творчестве израильского бога, потому что книга святая. И большинство людей так и делают, потому что авторитет ее значимости достаточно высок. И люди продолжают верить всему, что написано в этой книге, так велик и непогрешим авторитет святости этой книги.

 И, кроме того, мнения человека могут формироваться в результате повторения сходных по содержанию событий или утверждений. Если показывают фильмы, насыщенные жестокостью, если в новостях сообщают в большинстве случаев о всевозможных несчастьях, то этим самым фиксируют внимание человека на фактах, имеющих значение для формирования отношения человека к той реальности, в которой он находится. И результат такого рода телепередач вполне предсказуем, так как факты формируют вокруг себя периферическое поле внимания, которое приобретает адекватный этим фактам цвет. Следовательно, определенным людям нужно, чтобы у народа, в данном случае России, было состояние безнадежности, бессилия что-либо изменить, неверие в свое будущее и будущее своей страны. У народов России нет другой страны кроме той, в которой они живут, в отличие от правящей страной элиты. Такое состояние «униженных и оскорбленных» для них выгодно, так как ставит простых людей в зависимость от власть имущих.

И куда бы мы ни посмотрели, во всем видим этот же самый принцип – центра и периферии, когда изменив центр, мы этим самым меняем окраску отношений к периферии. А, изменив периферию нашего внимания (внимание есть функция сознания), мы этим самым меняем фиксацию внимания на факты, соответствующие содержанию периферии.

Рассмотрим еще один пример, в котором участвуют собеседники. Люди в таких случаях формируют смысловые поля, в центре каждого из которых находятся значимые события или значимые фразы, слова. Но слушатель в этих смысловых полях будет видеть свои значимые точки, которые могут не совпадать с тем, что имеет в виду говорящий, и тогда понимание сказанного может быть радикально искажено. Более того, центры такого рода смысловых полей могут навязываться другим людям и когда это делают авторитетные люди или же повторяется часто, что черное – это белое, а белое – это черное, то однажды человек согласиться с этим. Есть такая пословица: скажи человеку тысячу раз, что он осел, на тысяча первый раз он закричит по  ослиному. Сюда можно привести совершенно свежий для России пример: Нас убеждают, что то, что в настоящее время происходит в России называется демократией, или другими словам, народовластием. И нам уже сказали тысячу раз, что эти и есть долгожданная нами демократия и, к сожалению, большинство людей уже кричат по ослиному, что они живут в демократическом государстве, в котором  есть управляемая демократия. Правда, президент называет ее демократией с ручным управлением, т. е. куда хочу, туда и ворочу.

 Для человека, идущего духовным путем, очень важно быть настолько сознательным, чтобы осознавать, как поля всевозможных мнений, которые формируются вокруг определенных фактов, захватывают нас и привязывают наше сознание к тем проблемам, которые нами решены быть не могут. Но само по себе решение проблем – это не самое важное, важно то, что наше сознание привязано к ним. А что же делать тогда, когда мы уже осознали нашу зависимость от не решаемых проблем? Осознавать, что они даны нам для того, чтобы у нас не оставалось ни времени, ни энергии, чтобы думать о чем-то ином, кроме самих себя. И тогда эти проблемы станут для духовного искателя дополнительным источником получения внутреннего опыта.