Взаимодействие с возможностями может быть только в том случае, если они открыты. Но как может духовный искатель освободиться от низких возможностей, если они еще не открыты? Можно ли позволять дьяволу открывать низшие возможности, чтобы потом очиститься от них?
Любые возможности имеют свою статику и динамику. В начале своего открытия возможность проявляется в своей статической ипостаси и только потом, когда возможность откроется в достаточной степени, она будет побуждать человека к своей реализации. Реализация возможности – это её цель и она будет делать всё, чтобы достичь её. Статическое состояние возможности осознаётся человеком, когда возможность ещё не открыта, но уже начинает открываться. В том случае, если человек осознаёт проявление возможности в самом его начале, когда она ещё не реализовала себя, или же в ней ещё нет отчётливого стремления выразить себя, то, следовательно, сознание человека ещё не подчинено её влияниям, и человек может легко противостоять ей. Обычно, открывающиеся возможности вначале осознаются как смутное влечение, интерес к чему-либо определенному, но всё это выражено не достаточно ярко и человеку не составляет труда усилием воли отодвинуть это влечение за пределы своего существа и переключить своё внимание на что-либо не имеющее отношение к этому влечению.
Внимание человека имеет одну очень важную особенность – оно открывает возможности, если достаточно длительно или часто фиксировано на ней. В свою очередь и возможности имеют свои особенности, одна из них, наиболее важная, состоит в том, что, получив реализацию, возможность получает энергию для своего дальнейшего раскрытия и роста. Поэтому, воздействуя на возможность в самом начале её открытия, когда проявляется только её статика, можно задержать её открытие и не позволить ей захватить сознание человека.
Вся человеческая жизнь – есть реализация, проявляющихся в нём возможностей. Любой вид деятельности и вообще активности – это только проявление его возможностей. Но что произойдёт с возможностью, если не дать ей раскрыться полностью и реализовать себя? Она так и останется втуне – не раскрытой и не трансформированной. Ведь мы уже говорили, что возможности могут быть трансформированы только тогда, когда они открыты.
В действительности, работа духовного искателя направлена не на изменение того, с чем он взаимодействует, а на трансформацию того, кто взаимодействует. Рассмотрим это подробнее. Всё, на что может быть обращено внимание человека, является внешним по отношению к источнику внимания. Мы уже говорили прежде, что сознание человека при соответствующей тренировке может расщепляться на две части. Одна из этих частей будет занята привычной повседневной деятельностью, в то же время вторая его часть, например, может быть свидетелем различных внутренних реакций человека при его взаимоотношениях с этой реальностью. Основной или главной частью сознания во внутренней работе, является та его часть, которая свидетельствует различные реакции человека при его взаимодействии с внешними влияниями.
Мы уже однажды говорили о том, что та часть человеческого существа, которая наиболее часто используется, – расширяется, растёт и постепенно оттесняет другие части, активность которых менее востребована. Таким образом, та часть сознания, которая является «свидетелем», постепенно замещает то, что она свидетельствует – менее совершенное уступает место более совершенному.
Внутреннюю работу духовного искателя можно сравнить с работой гимнаста на спортивных снарядах. Его активность направлена не на изменении этих снарядов, но, работая на них, он меняется сам, тело его трансформируется, становясь всё более совершенным. Следовательно, будет или не будет трансформирована какая-либо из низких возможностей человека – это не так уж существенно, важно то, что при этой работе будет трансформировано сознание человека. А так как эта трансформированная часть сознания недоступна для более низких влияний, то человек как бы вырастает за пределы низшей природы. И, кроме того, более высокая часть сознания, постоянно используемая человеком в своей внутренней работе, растёт, захватывая те части человеческого существа, которые прежде были заняты более низкими возможностями. Механизм этого процесса сходный с процессами, при которых сознание человека может быть захвачено какой-либо идеей или увлечением, которое в дальнейшем может сделать человека зависимым и определять его судьбу. Таким образом, проявления низшей природы в человеке, идущем внутренним путём, не поддерживаемые им, постепенно оставляют его. Те усилия, которые затрачивает духовный искатель на отстранение различных влияний низшей природы, для него не проходят бесследно, так как с одной стороны это даёт ему возможность подняться над различными внешними влияниями, а с другой – делает эти влияния всё более слабыми.
Всё сказанное здесь, позволяет понять методы, которые используются в современном мире для воспитания в людях психологии раба, которым легко управлять власть имущими. В то же время становятся понятными способы, при помощи которых можно защититься от нежелательных влияний и осознанно открывать и воспитывать те возможности, которые человек считает для себя необходимыми. Но об этом мы будем говорить в следующей статье.