Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

СОН И БОДРСТВОВАНИЕ

Петр Зорин

Есть классификация сна, но нет классификации бодрствования и даже нет определения состояния бодрствования. На самом деле бодрствование – это осознанное следование человека во внешнем мире в направлении своей цели. При этом человек осознаёт все, даже мелкие факторы, которые могут отвлекать его от направления, ведущего к цели. И чем более бодрствующим будет человек, тем меньше он будет отвлекаться на что-либо, не имеющее отношение к его цели и тем прямее будет его путь, ведущий к ней. В состоянии бодрствования человек осознаёт в себе все отвлекающие моменты и свои внутренние ответные реакции на них, все свои желания, которые могут заставить отклониться его от намеченной им цели и усилия своей воли, необходимые для того, чтобы отодвинуть соблазны и продолжать сохранять избранное направление. И если принять во внимание, что нет чёткой границы перехода сна в состояние бодрствования, то порой трудно определить бодрствовал человек в период выполнения какой-то работы или был в состоянии сна. Например, сразу же после пробуждения человек помнит своё последнее сновидение, но через несколько минут, пока заправляет постель и чистит зубы, он может полностью забыть содержания сновидения, которое только что помнил. В этом случае можно быть уверенным в том, что человек в этот период ещё частично спал. Какая-то часть его сознания пробудилась и этому свидетельствует его внешняя деятельность, но другая часть его сознания, всё ещё находилась в состоянии сна.

Практически, люди никогда не бывают полностью бодрствующими. Бодрствует только та часть их сознания, которая непосредственно занята определенной деятельностью. Остальная же его часть, может находиться в состоянии готовности к пробуждению или же в достаточно глубоком сне. Таким образом, как состояние сна, так и состояние бодрствования относительны. Абсолютны только их крайние проявления, которые никогда не встречаются у живого человека. Когда же мы встречаем в эзотерической литературе идеи пробужденности или бодрствования, то в действительности, в этих случаях речь идёт о бдительности, не позволяющей духовному искателю отклоняться от намеченной цели.

 

 

Опубликовано