Любые негативные состояния, в которых может находиться человек, в конечном счете, являются проявлением смерти. Еще раз повторю – любые негативные состояния, в том числе и страх. Разумеется, все имеет свою противоположность, и если на одном полюсе смерть, то на другом – жизнь. Они проникают друг в друга, взаимодействуют одна с другой, порождая бесконечное множество различных состояний.
Если человек идет духовным путем, то все, что встречается на этом пути, является для него средством получения опыта, потому что лицо божественного может быть проявлено не только через жизнь, но и через смерть. Другими словами, человек должен принять смерть и все состояния и события, через которые она себя проявляет. Принять смерть – это совсем не означает умереть, совсем нет, но принять ее для получения духовного опыта. Если человек готов принять смерть, как необходимую часть жизни, то она повернется к нему своей позитивной стороной, и тогда он осознает, что смерть не менее привлекательна, чем жизнь. Как принять? Возможно, осознать, что она забирает только то, что принадлежит ей. И она забирает только тогда, когда приходит ее время. Но не только в этом заключается смысл принятия смерти. Всю Вселенную можно условно разделить на две части, в одной из них преобладает смерть, в другой – жизнь. И это деление происходит в каждой точке бесконечного Божественного. Приняв смерть, как один из источников опыта, человек не только познает радость приятия, но перед ним откроются бесконечные просторы знаний, которые прежде были закрыты для него. Жизнь и смерть – это два крыла одной птицы, парящей в беспредельных далях безмерной Вселенной. Однажды приняв смерть, как источник духовного опыта, вы увидите, ее другое лицо, в котором нет ничего ужасного и трагичного. Возможно, когда Екклесиаст сказал, что все суета сует, то прежде он принял смерть и её глазами увидел суету этого мира.
Приятие смерти, не порождает состояния безысходности, страха за свою жизнь или за жизни близких человеку людей, но делает человека мудрым и совершенным, потому что смерть откармливает человечество ценностями этого мира, чтобы поглотить его. Когда Шри Ауробиндо говорил о ничтожном мелком человечестве, то он смотрел на реальность нашего земного мира с позиции смерти. Смерти боится не человек, но только его эго, которое хочет быть бессмертным и бессменным владыкой над человеком, и когда мы принимаем смерть, как возможность бесконечного духовного опыта, то в это время мы становимся в позицию позади эго. Не напрасно дон Хуан – учитель Карлоса Кастанеды, говорил о смерти как о мудром учителе для человека, идущего путем знаний.
При встрече со смертью, которая может переживаться совсем не обязательно в период умирания, но даже на ментальном уровне или же в состоянии медитации, у человека возникает страх, но когда он принял ее как средство получения духовного опыта, то страх исчезает. Это происходит потому, что в этот период человек перешагивает черту, отделяющую смерть от жизни. И это величайшее достижение человеческого духа, позволяющее ему парить над низшей природой и всеми ничтожностями этого мира, в плену которых человек прежде находился.