Однажды Шри Ауробиндо говорил, что человек сознательно участвующий в своей собственной эволюции ускоряет её в тысячи раз. Что такое сознательное участие в своей собственной эволюции, и почему она ускоряется, если человек сознательно участвует в ней? Во-первых, человек откуда-то должен узнать, что его эволюция ещё не завершена. Во-вторых, человек должен знать, как участвовать в своей собственной эволюции. Ну и, в-третьих, он должен согласиться на те ограничения, которые необходимы для сознательного участи в своей собственной эволюции.
Человека называют венцом природы. Обычно, под венцом понимают или завершение чего-либо, или же превосходство над чем-то. Современному человеку нравятся оба эти значения венца, и это одна из причин, почему ему не хотелось бы прилагать усилия, для того, чтобы ещё куда-то эволюционировать. Ни одна из религий не настаивает на эволюции человека, считая, что ему достаточно быть моральным и соблюдать определенные принципы. Позиции современной либеральной демократии ещё менее требовательны. Уже одно это свидетельствует, что эти источники информации страдают глубоким неведением, которое ограничивает внимание человека только окружающим его материальным миром и самим собой.
Человек может узнать о необходимости его дальнейшей эволюции и сознательном участии в ней, только от Божественного, для которого эволюция является его дыханием жизни. Человек может узнать о способах внутренней духовной работы только от Божественного. Он может осознать о признаках, свидетельствующих о правильности направления его усилий – только от Божественного. Но всё это становится возможным для человека, если Божественный однажды позовёт его и сделает так, чтобы человек услышал этот зов. Более того, он даст человеку необходимую для внутреннего пути волю, без которой человек может легко оставить его, будучи захваченным влияниями материального мира. Божественный постоянно поддерживает человека на этом пути, подсказывает ему направление каждого его шага, чтобы он не сбился с пути. Он даёт человеку знания, которые формируют его новое мировоззрение и истинное отношение к реальности этого мира и к самому себе в нём. Божественный, как заботливый любящий родитель ведёт человека к его совершенству, поддерживает его и ободряет при падениях.
Все сомнения, которые возникают у человека на духовном пути – это звучание его несовершенств, осознав которые, человек может отстраниться от них, и тогда сила Божественной Матери трансформирует их в той степени, в которой это необходимо для внутреннего пути. Все соблазны – это так же проявления несовершенства человека, которые он может осознать, когда Божественный укажет их человеку. Но и соблазны внешнего мира, которые находят отклик в человеке, сила Божественной Матери так же трансформирует не сразу, но только в той степени, в которой это необходимо для человека в предстоящей его работе. Дело в том, что все особенности человеческой природы в течение его жизни стали настолько созвучными друг другу, что при изменении какого-либо одного качества, приводит к изменению всех остальных. И если какое-либо качество будет радикально изменено, то это может привести к значительному нарушению внутреннего равновесия. И есть ещё одна очень важная особенность на духовном пути: всю внутреннюю работу делает не человек, а Божественный, и только неведение не позволяет человеку осознать это, и в то же время эго присваивает все действия и состояния, которые санкционирует Божественный и выполняет Божественная Мать.
Но тогда для чего необходимо неведение, если оно вносит элемент лжи в человеческое осознание реальности динамики этого мира и самого себя? Если бы неведение не скрывало истину, то человек изначально знал бы, что всю духовную работу делает Божественный, используя его как необходимый инструмент, и многие проявления низшей природы человек просто игнорировал бы, так как себя он осознавал бы, как проявление Божественного на Земле. Но тогда низкие качества, свойственные проявлениям Низшей природы не были бы трансформированы. И следующей очень важной особенностью неведения является то, что оно не только скрывает от человека Божественную истину, но и служит полигоном, преодолевая который человек приобретает необходимое для роста его сознания качества. И только пройдя этот полигон, человек осознает и свою истинную Божественную природу, и своё предназначение. Можно сказать, что духовная работа сводится к тому, чтобы человек преодолел в себе неведение низшей природы.
В своей духовной практике человек сосредоточивает своё внимание, как на влияниях более высокого сознания, стремящегося снизойти в его существо, так и на тех своих частях, которые сопротивляются трансформации на пути от меньшего совершенства в совершенство большее. И это создаёт канал, по которому сила Божественной Матери нисходит в человека и постепенно трансформирует в нём те части, на которые направлено внимание человека. Но для того, чтобы эта работа была успешной, человек должен быть бдительным и не допускать, чтобы различные влияния низшей природы отвлекали его. Благодаря этому трансформация человеческого существа на путях к будущему Гностическому существу ускоряется в сотни и тысячи раз по сравнению с теми случаями, когда эволюция жизни и сознания идёт только при помощи различных внешних обстоятельств.