Мировоззрение человека – это не записанная книга. Оно постоянно меняется, обновляясь, в связи с взаимодействием человека с внешней средой. Некоторые его части, за ненадобностью, занимают второстепенные позиции или даже трансформируются. А так как состояние сознания во многом зависит от мировоззрения человека, то это даёт возможность воспитывать мировоззрение человека. конечно, когда он станет взрослым, то это он будет делать уже сам. Человек должен помнить, что он сам создаёт свою вселенную и не существует вселенных, которые бы не зависели от воли человека.
В мировоззрении важна структура – это главное. Оно состоит не только из информации, которая представляет собой мозаичную определенную картину, и каждый элемент её – это вход в свою вселенную. Она фрактальна. Прикоснуться к этому элементу и позади него раскрывается новая вселенная, или новое видение реальности и новое отношение к ней. Мировоззрение не может быть пассивным, так как оно определяет не только оценку, воспринимаемого мира, но и динамическое отношение к нему. Центром любого мировоззрения является идея, определяющая смысл жизни человека в этом мире. Сами по себе внешние объекты не являются элементами мировоззрения, для которого важна их оценка, а не они сами по себе. Практически, мировоззрение состоит из определенных идей, с позиций которых происходит оценка этого мира и всего, что происходит в нём. Причём, смысл всего происходящего в этом мире для каждого человека в чем-то индивидуален. Фундаментом любых оценок всего, что происходит в мире, являются идеи хорошего и плохого, правильного и неправильного, красивого и безобразного, дозволенного и недозволенного и другие смысловые противоположности. И у каждого человека этот фундамент мировоззрения свой, отличающийся от всех остальных в мире. Например, в центре мировоззрения одного человека – он сам, то все будет хорошим или плохим в зависимости от того, как это соотносится с ним самим. У другого человека в центре мировоззрения его семья, тогда все оценки и собственной активности и влияния внешнего мира будут соотносится с его семьей. Ради неё он может пожертвовать чем-то своим личным, а если надо, то и самим собой. У третьего человека центром мировоззрения будет богатство или власть. И тогда ради богатства и власти он может жертвовать и своей семьей и своей совестью и порядочностью, потому что для богатства и власти эти категории человеческой психики очень часто служат препятствием. Есть небольшое количество людей, центром мировоззрения которых является стремление к поиску Божественной истины, чтобы свою жизнь построить так, чтобы она соответствовала тому предназначению, которое определил Божественный. И тогда ценности этого мира примут совсем другой смысл и другую окраску.
Таким образом, то, что находится в центре мировоззрения, является своеобразной линзой, через которую человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, определяет все интересы человека в этом мире, и те усилия, которые он прилагает для реализации своих интересов.