ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ И СИЛА НАМЕРЕНИЯ

 

Философский камень все превращает в золото. Это можно понять, как символ внутренней духовной работы, когда любые события, любые обстоятельства и любые состояния для духовного искателя становятся средствами освобождения от зависимостей, не только от ценностей материального мира, но и от низшей природы. Все, что предоставляет человеку жизнь, становится благом для духовного искателя. И это благо заключается не только в том, что человек, встретившись с какими бы то ни было обстоятельствами и внутренними ответными реакциями на них, отстраненно осознает их, этим самым формируя «свидетеля», но и, постепенно освобождается от всего низкого.

Такую работу можно сравнить с движением короткими перебежками. Для того, чтобы это движение стало непрерывным и приобрело направление, ведущее к истине, необходимо, чтобы возникающее вспышками осознание различных состояний и реакций эго, небыло разорванным и приобрело целостность, стало потоком устремленности. Другими словами, необходимо сформировать соответствующее намерение. Здесь необходимо остановиться более подробно на способах формирования намерения, без понимания принципов которого  в этой работе могут возникнуть определенные трудности.

Существует несколько вариантов формирования намерения, но главные из них зависят от того, кто формирует намерение. Оно может формироваться извне и изнутри. Причем, формирование изнутри может быть осознанным и совершенно неосознанным, когда человек идет наповоду всевозможных мелких побуждений. Практически во всех случаях внешнего формирования намерения, человек не осознает, что происходит с его сознанием. Меняются его интересы, отношение к внешнему миру и способы его реализации в нём. В этом случае, человек попадает в поток жизни, который диктуется внешними условиями и становится частичкой, составной частью этого потока, приобретает соответствующее ему психологию, и этот поток становится опорой его жизни и способом его существования. Таким путем человек может попасть в поток бомжей, нищих, преступников, стать проституткой, мошенником, насильником, стать ревностным служителем какого-либо культа и т.д. В действительности, намерение, сформированное внешними факторами, человеку не принадлежит, так как его формируют определенные силы миров низшей сферы, заинтересованные в полном подчинении человека своим влияниям. Правда, для своих целей они опять-таки используют определенную категорию людей, формируя из них своих послушных исполнителей.

В тех случаях, когда намерение человека непроизвольно формируется изнутри, то здесь мы видим в чем-то сходную картину – человек попадает под влияние различного рода побуждений, которые имеют только одну цель – разрушить осознанное намерение человека. Обычно намерения человека в повседневной жизни бывают кратковременными и формируются для выполнения какой-либо работы, направленной на получение какого-либо результата. В этом случае в человеке могут встретиться два намерения – одно осознанное, направленное на выполнение какой-либо работы, другое возникает независимо от человека и направлено на разрушение первого, осознанного намерения. И тогда у человека возникают побуждения что-либо делать ещё. Его внимание то и дело на что-то отвлекается, ему надо что-то посмотреть, убрать или хотя бы изменить позу, почесать в затылке и т. п. Ему становится интересным все, кроме того, что должно быть сделано осознанно. В крайнем случае, может произойти разрыв осознанного намерения и тогда человек теряет нить речи или физических действий и в нем образуется пустота, преодолеть которую иногда удается с трудом. Похоже, что в человеке существуют одновременно два существа, одно из которых совершенно не зависит от воли человека и не терпит никакой последовательности и упорядоченности, которое хочет быть хаотичным и активно, иногда бурно, протестует, когда его хотят дисциплинировать.

Осознанная воля человека и есть тот инструмент, при помощи которого воспитывается и упорядочивается неорганизованная часть человеческого существа. В действительности, это низшая природа всячески привлекает внимание человека, чтобы привязать его к себе. Она «растягивает» его во все стороны, чтобы он ни на мгновение не отрывал от неё своё внимание.

Кроме этой неорганизованной составляющей, в каждом человеке есть более высокая часть, горизонты которой не ограничены сиюминутными интересами, а выходят далеко за их пределы. И эта, высокая часть, формирует свои интересы за пределами сиюминутных, подчиняя себе и упорядочивая, все мелкое и второстепенное, или, если можно так сказать, упорядочивая первоначальный хаос.

К сказанному следует добавить, что человек отличается от животного тем, что у него существует не один, а два горизонта. И если первый, близкий, привязывает его к низшей природе и делает его зависимым от неё, то второй является ступенью, на которой человек приобретает относительную свободу от привязанности к низшей природе. На этой ступени человек организует свою природу и в значительной мере упорядочивает её влияния, используя их для более далеких целей.

Отсюда становится понятной важность развития, свойственной только человеку, второй ступени сознания, которое должно начинаться в раннем детстве и продолжаться в течение всей человеческой жизни.