Если человек освободился от влияния каких-либо эмоциональных состояний, влечений, суждений и желаний, то это освобождение не только трансформирует личность человека в настоящем времени, но и его отношение к любым событиям в прошлом. Мы знаем, что человек это не только то, что есть в настоящем времени, но и все его прошлое и даже предполагаемое будущее, которое еще не наступило. И если мы что-либо изменили в себе в настоящем, то изменили и свое отношение к тому, что было в прошлом и то, что, возможно, будет в будущем. Зная это, можно судить о том, насколько мы освободились от каких-то проявлений своей личности, препятствующих росту сознания в настоящем. Предположим, мы в прошлом были раздражительными и агрессивными, и нам со временем удалось справиться с этим нелицеприятными качествами нашей личности – мы стали спокойными и доброжелательными. А теперь вспомним какие-то события в прошлом, в которых мы были агрессивны. Если при такого рода воспоминаниях мы оправдываем нашу агрессивность обстоятельствами того времени, то это будет свидетельствовать о том, что сегодня мы еще не свободны от этих проявлений своей личности. Обратив свое внимание на желаемое или предполагаемое будущее, можно представить различные конфликтные ситуации и обратить внимание на свои внутренние состояния, которые при этом возникают. Если человеку удалось полностью освободиться от какого-либо негативного качества своей личности, то этого качества не будет ни в его прошлом, ни в его будущем.
Кстати, то же самое происходит и с историей любого народа и любой нации, особенности которых в значительной степени зависят от того, что знает этот народ о своей истории. Человек – внушаемое существо, и ему легко внушить ложные ценности, которые можно выдать за ценности общечеловеческие. Внушаемость человека в значительной степени возрастает, если ему сказать, что «все идут в ногу, один он не в ногу». Слова: – все, большинство, народ, коллектив и т.п. всегда действуют эффективно, так как человек – социальное существо и, поэтому, хочет быть таким как все. И очень часто это делает несознательно. Примеров этому множество не только в клинической практики гипнотерапевтов, но и в повседневной жизни. Когда при помощи средств массовой информации нам говорят, что мы живем не правильно и предлагают примеры как надо жить, то мы такого рода советы переносим и в историю своего народа, и делаем заключения, что наши предки жили неправильно. И наоборот, если фальсифицируют историю какого-либо народа, искажая её реальность, например, преувеличивая все отрицательное и замалчивая положительное, то это приводит к тому, что человек, читая такую историю своего народа, чувствует себя не полноценным и готов брать любые примеры из других историй, чтобы осознавать себя полноценным, или же начинает чтить других, история которых пестрит положительными героями.