Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

--

Пути животных и пути человеческие – не одни и те же, хотя и есть у них много общего, но то, что главное для животных, является второстепенным для человека. Это во многом связано с тем, что животные стоят в конце своего пути, а человек вначале его. Главная цель животного – сохранить свою жизнь ради самой жизни, иметь безопасные условия своего существования ради самого существования. Для человека же, если он следует своему предназначению, жизнь является средством для выполнения своего предназначения, а не для того, чтобы жить и получать удовольствия. В действительности всё живое на Земле только и делает, что убегает от смерти. Человек так же очень часто, неосознавая этого, делает все, чтобы не смотреть в сторону смерти.

Внимание человека имеет очень важные особенности, здесь мы кратко рассмотрим две из них. Первая состоит в том, что мы приближаем к себе то, на чем наше внимание длительно фиксировано. Вторая особенность заключается в накоплении того, на что человек достаточно часто обращает свое внимание. Животные фиксируют свое внимание только на том, что необходимо для его жизни. При этом они используют, то, что им надо для жизни, ровно столько, сколько это необходимо.

Потребности человека по сравнению с животными неизмеримо возросли. Он может удовлетворить свой физический голод, но остался еще голод обонятельный, зрительный, вкусовой, каждый из которых должен быть удовлетворен, что нередко приводит к перееданию. Кроме того, у человека появилось еще множество других потребностей, которые так же требуют его внимания и удовлетворения. На самом деле все эти потребности так же являются проявлением голода, правда, не физического, в отличие от которого этот голод, нередко, неутолим и, по мере насыщения он может разрастаться беспредельно.

Человек, как и животное, нуждается во внешней защите от непогоды и всего, что может угрожать его здоровью и жизни. Правда, спасается он не в гнёздах, норах или берлогах, а в домах, квартирах, коттеджах и дворцах, но и эти его потребности те же самые, что и у животных, только в значительной мере преувеличены. Другими словами, современный цивилизованный человек все ещё остается животным, с расширенными животными потребностями, но в отличие от животных он пристрастился к различным наркотикам, ради которых он жертвует не только своим здоровьем, но даже жизнью. В этом состоянии, чтобы называться человеком, ему не нужно прилагать каких-либо усилий, потому что все так живут и все называют себя людьми.

Когда человек поднялся над своей животной природой, и получил возможность осознавать свои внутренние состояния и свои желания, его предназначение стало человеческим. Для его выполнения человек должен делать постоянные усилия в двух направлениях, – чтобы освобождаться от своей животной природы, и стремится достичь большего совершенства сознания. Здесь будет уместным повторить, что с одной стороны человек должен отвергать всё, к чему влечет его животная природа и стремиться раскрыть в себе те высшие возможности, которые теперь стали доступны ему.

Позади каждого человеческого несовершенства, позади всего в человеке, что имеет отношение к низшей природе, скрывается совершенство. Чтобы не допустить к нему человека, низшая природа прилагает все свое искусство, использует все свои соблазны, благодаря чему ей в большинстве случаев удается увлечь человека и задержать его в пределах его несовершенств. Это ей удается еще и потому, что все несовершенства она преподносит как достоинства, нечто, несущее в себе удовольствия или же страдания, которые не менее эффективно привязывают человека к низшей природе.

Мы уже знаем, что внимание человека, если оно часто обращается или же постоянно направлено на какое-либо эмоциональное состояние или какие-либо ценности материального мира, оно приближает их, этим самым, усиливая, увеличивая их, что ведет к тому, что человек оказывается в ловушке этих состояний и вектор его намерения будет соответствовать стремлениям низшей природы в нем. И тогда этому человеку будет неинтересно всё, что находится за пределами низшей природы. Можно с уверенностью сказать: к чему привязано внимание человека, таким он со временем и становится.

Соблазны низшей природы, словно оболочкой покрывают Божественную истину и все, что предлагает во внешнем мире низшая природа – это не только её маска, скрывающая истину         , но и средство, при помощи которого человек может обрести силу для достижения истины. Для этого, человек должен отстраниться от того, что ему предлагает низшая природа. И чем в большей мере эта отстраненность будет выражена, тем глубже за пределы оболочки, позади которой скрывается Божественная истина, будет проникать внимание человека. Возможно, человек, находясь в позиции отстраненного «Свидетеля» и не будет осознавать этого, но однажды его внимание прикоснется к Божественной истине, и тогда она начнет расти, приближаясь к сознанию человека, и постепенно овладевая им. И однажды она захватит его и человек станет единым с Божественной истиной.

Но чтобы это произошло, необходимо, чтобы намерение человека на пути к Божественной истине было несгибаемым. Знание направления пути, не должно опираться на человеческий ум, оно может быть только в человеческом сердце, но для этого, человек должен быть искренним в своих устремлениях к божественной истине. Человеческое намерение в этом случае можно сравнить с потоком, который на своем пути постепенно втягивает в себя человека всего, целиком, чтобы весь человек, тотально, был захвачен этим потоком и стал частью его.

Желательно, чтобы эта работа начиналась в детском возрасте. Конечно, ребенок не знает, что такое низшая природа, и к чему он должен стремиться. Он может даже не знать, как нужно прилагать усилия. Но все это ему в раннем возрасте и не нужно знать, об этом он узнает, когда станет старше. Тогда что же нужно делать родителям в детстве? Нужно, чтобы ребенок, так же как и взрослые, имел дома обязанности, и не формальные, а необходимые для дома. Чтобы он чувствовал, что он вместе с взрослыми делает для дома нужную работу. Поэтому необходимо периодически собираться всей семье и обсуждать, как у кого идет работа, и ребенок должен знать, что все, что он делает – очень важно, что взрослые нуждаются в его помощи, что без его участия работа по дому сделана быть не может. При обсуждении, каждый из родителей сообщает о своих проблемах на работе, а ребенок о своих проблемах в садике или в школе. Чтобы у ребенка воспитывалась воля, необходимо чтобы все он делал самостоятельно и только потом, когда его работа будет закончена, он может сообщить об этом родителям. Это же касается и школьного периода, когда школьник делает уроки сам и родитель не сидит рядом, и не подталкивает его, чтобы он продолжал свою работу. Очень важно, чтобы ребенок знал, что отдых, прогулки не так важны, как та работа, которую он должен выполнять. И это родители должны показывать на собственном примере и даже разыгрывать между собой (имеется в виду родители) короткие пьесы, в которых один из родителей приглашает другого, например, погулять или посмотреть телевизор, а другой отвечает, что он это не может делать, так как важнее работа, которую он должен сделать. Конечно, ребенок должен быть свидетелем таких диалогов. Можно периодически рассматривать с ребенком внутренние состояния, когда что-либо не хочется делать или куда-либо хочется пойти. При этом можно спросить своего ребенка о месте, в котором он чувствовал это «не хочется». А если работа сделана, то он должен осознать, в каком месте он чувствует удовлетворение, что работа не просто сделана, но сделана хорошо. Особенно следует отмечать ту его внутреннюю работу, когда он может преодолеть своё «не хочу» или откажется от какого-то желания-соблазна. Необходимо, у ребенка развивать, поощрять те виды деятельности, которые имеют истинные ценности, а не общепринятые ложные, часто ведущие к деградации. В школьные годы уже уместным говорить о будущей его жизни, когда он будет самостоятельным. Он должен понимать важность осознанных волевых усилий. Чтобы то, о чем здесь говорилось, стало реальностью, необходимо, чтобы семья для ребенка была важнее всякой улицы. Это будет способствовать формированию в нём иммунитета от всевозможных заражений соблазнами, которые навязывает людям низшая природа.

Мы уже однажды говорили, что когда человек находится в позиции «Свидетеля», то он защищен от любых низких воздействий на него. Если для ребенка семья станет позицией «Свидетеля», то, находясь в этой позиции, он будет невосприимчивым ко всем разрушительным соблазнам низшей природы, которые ему предлагает улица.