Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ

Петр Зорин

В настоящее время многие в России пытаются возродить древнюю культуру, её обычаи. Но всему своё время. Люди переживают своё детство, юность, зрелость, увядание. И когда они, будучи взрослыми, посещают места, в которых прошло их детство, то причиной этому является не только ностальгия по прошлому, но, возможно, жажда пережить заново события своего детства не рождена желанием вернуть в свою взрослую жизнь то, что осталось в прошлом, а обогатить её, или в чём-то изменить её. И действительно, этот пример показывает, что возвращать прошлое таким, каким оно было когда-то, в современность – не имеет смысла. Конечно, можно поразвлекаться, вводя в настоящее какие-либо обычаи из прошлого и даже некоторые из них включить в современные ритуалы обыденности, но при этом опорой нашей жизни пережитое в своё время быть не должно. Мы уже ушли из прошлого, касается ли это нашей индивидуальной жизни, или же нашей истории, и что было созвучно духу того времени, может звучать в диссонанс в нашем настоящем.

Человечество по состоянию сознания распределяется между двумя полюсами. На одном из них преобладает текучая структура, которая, кажется бесформенной, даже хаотичной, на другом – доминируют формы, имеющие жесткие стандарты. Текучая структура – это дух народов, их эгрегоры, которые в дальнейшем реализуют себя во внешнем мире, как определенные формы, выражающие себя в культуре того или иного народа, его традициях, его творчестве и его психологических особенностях. Отсюда, каждый народ, в зависимости от того, каков его дух, соответственно относится к другим народам и к самому себе – эти отношения реализуются как некие формы, созвучные содержанию. Ещё дальше к противоположному полюсу начинают преобладать формы над содержанием, которое однажды утрачивается, что объясняется тем, что форма менее гибка и со временем перестаёт соответствовать меняющимся внешним условиям. В таких случаях содержание покидает форму, оставляя её пустой. Но форма без содержания не может существовать бесконечно долго, так как теряется её смысл и она со временем разрушается. И люди оказавшись под влиянием новых обстоятельств, взаимодействуя с которыми, приобретают новое содержание, а затем, и новую форму. Хотя могут быть и такие случаи, когда народу навязывается новая форма, не соответствующая её реальному содержанию. При этом предварительно разрушается форма бывшая и навязывается извращённое отношение к её прежнему содержанию. При этом может возникнуть протестное отношение к навязыванию новой формы, выражающееся в стремлении вернуться не только к прежнему содержанию, но и прежней форме. Но чаще всего, к прежнему содержанию вернуться бывает уже невозможно, так как внешние обстоятельства радикально изменились и, следовательно, содержание, или эгрегор этого народа, так же стали другими. Форма, которая когда-то проявляла себя в культуре и искусстве этого народа и была адекватна прежнему содержанию, будет уже неадекватной в новых обстоятельствах. Поэтому, попытка воспроизвести прежнюю, уже ушедшую в прошлое форму, не возродит ни прежнего духа народа, и не изменит тех обстоятельств, в которых в настоящее время находится народ. Правда, это может иметь историческое и воспитательное значение, и способствовать возрождению патриотизма.

Обычно интерес к возрождению прошлых традиций возникает у людей, когда они неудовлетворенны настоящим, но эта неудовлетворённость будет нарастать ещё в большей степени, при стремлении возродить старые традиции в неадекватных им условиях, но стремление возродить традиции прошлого могут диктоваться и другими причинами.

Для человека, избравшего внутренний путь, культура и традиции прошлого могут быть частью всего поля его духовной работы, но не чем-то отвлекающим от этой работы. Искренний духовный искатель должен помнить, что всё, что предоставляет ему этот мир, имеет только одну цель – восхождение его сознания. Любая длительная фиксация интересов человека на формах этого мира, приводит его к захваченности этими формами и задержку внутреннего духовного роста. Но если человек всё, что предоставляют ему внешние обстоятельства, будет воспринимать, как Божественную милость, помощь на его внутреннем пути, то всё, чем бы он ни занимался, будет служить его духовному росту.

 

В жизни каждого человека и каждого народа существуют важные повторяющиеся периоды, например,  свой прошедший день, год, или какое-либо знаменательное событие, годовщину которого он отмечает, на вершинах которых следует оглянуться в прошлое и оценить то, что уже сделано. Это необходимо для того, чтобы опыт, полученный за прошедшее время стал более полным и осознанным. Затем следует осознать, что изменилось в нас за это время и стали ли мы более совершенными по сравнению с теми, какими мы были прежде, осознать те стороны своей личности, которые были препятствием для нашего духовного роста.  После этого мы обращаем свой взор в будущее, в котором решаем не повторять осознанных нами ошибок, что сделает нашу внутреннюю работу более совершенной. Глядя в будущее, не следует планировать, что вы должны достичь или завершить, потому что внутренний путь – это поток, не имеющий конечных целей и любой поворот его – это только этап на пути к бесконечному совершенству. Глядя в будущее, мы должны постараться быть более сознательными не только тогда, когда мы слушаем другого человека, но ещё более сознательными к тем состояниям, которые возникают в нас при этом. Возникающие в нас состояния, всегда искажают реальность, что, как нам кажется, оправдывает наши реакции перед другими людьми.

Существуют автоматизмы не только наших действий, при которых мы почти всегда несознательны. Но это не самая большая трудность во внутренней работе. Более серьёзная трудность – это автоматизмы эго, которое использует, витал одновременно и как щит, и как меч. Эти автоматизмы всегда неадекватны реальности, так как раджасическое эго всегда преувеличивает значение внешних обстоятельств и их влияние на себя. То же самое происходит и при тамасических реакциях эго, с той лишь разницей, что оно при этом начинает защищаться, и, как правило, эти его защитные реакции так же чрезмерны.

Для человека, идущего духовным путём, важны ни какие-то внешние достижения и даже изменения, а всё более полное подчинение всех сторон его жизни и всех его личных качеств, стремлению как можно более полно соответствовать Божественной истине.

 

Опубликовано