Любовь проявляет себя, как в статике, так и в динамике. В статике она может быть выражена в чувстве, состоянии, отношении в настоящем времени, к чему-либо или к кому-либо. В динамике же любовь проявляется в реализации, направленной в будущее, и осознанному контролю над ней. Уже само перечисление основных составляющих любви, свидетельствует, что любовь – это не только состояние, но и направленный процесс, имеющий определенную цель. Так как наша Вселенная во всех её проявлениях – это и есть Бог, то любовь – это так же проявление Бога. И так же как всё эволюционирующее полярно и имеет свой спектр, то любовь так же имеет свою противоположность, которой является ненависть, и свой спектр. И в то же время на человеческом уровне самая низшая часть спектра имеет свои извращённые варианты.
У Бога ничего не бывает случайным и бесцельным – всё имеет своё предназначение в восходящей эволюции сознания, следовательно, даже извращения имеют своё предназначение в эволюции сознания человека.
Здесь следует заметить, что в спектре от любви до ненависти проявляется основная сознательная сила, которая объединяет всё сущее во вселенной в едином потоке эволюции сознания. Но человеческая любовь – очень часто слепое чувство и не соответствует Божественной любви, целью которой является совершенство того, на кого она направлена. Человеческая ненависть так же слепа и всегда разрушительна как для того, что должно сохраниться и эволюционировать, так и для того, что не имеет будущего и должно быть отстранено от эволюционного процесса. В действительности, ненависть – это извращённая любовь, которая отвергает несовершенное, а при ненависти отвергается и сам носитель этого несовершенства. Любые извращения происходят в нижней части спектра полярностей, и не может быть извращена высочайшая Божественная любовь, которая отражена в верхней части спектра любви.
Чтобы сказанное здесь стало понятным, рассмотрим две части спектра любви – высшую, которая способствует эволюции сознания и раскрытию совершенства в человеке, и ту часть спектра любви, в которой человек может даже пожертвовать собой ради любимого человека. Но такая жертва, в действительности, не ведёт к совершенству и даже может быть разрушительной для любящего и любимого.
Истинная любовь всегда ведёт к совершенству как любящего, так и любимого. Путь к совершенству – это всегда раскрытие высшего и одновременно освобождение и трансформация всего, что несовершенно. Кроме того, путь к раскрытию совершенств, всегда имеет свой вектор и всегда сопровождается сознательными усилиями, которые направляются на освобождение от всего, что препятствует движению в направлении совершенства. Таким образом, истинная любовь – это не только раскрытие возможностей в направлении большего совершенства, но и одновременное освобождение от всего низшего в человеке, препятствующего его совершенствованию. Освобождение от всего низшего в человеке может для него иногда выглядеть, как нечто жесткое, иногда неумолимое и безжалостное, которое не терпит никакого снисхождения, не потакает слабостям, не потворствует желаниям.
Человек, избравший для себя внутренний путь, прилагает усилия для освобождения от всего, что привязывает его к ценностям низшей природы и её проявлениям в материальном мире. Для тех же, интересы которых направлены на реализацию в материальном мире, усилия сосредоточены на достижении желаемого, а не на освобождение от несовершенств. Следует хорошо усвоить разницу в каком направлении прилагаются усилия, так как это позволит нам в дальнейшем увидеть отличие истинной разумной любви от любви чувственной.
Разумная любовь на Земле может быть только у человека, и она всегда направлена на достижение совершенства, которое является благом, как для любящего, так и для любимого. Разумная любовь развивает в человеке способность к усилиям, при помощи которых он может преодолеть свою тамасичную природу. Она развивает в нём способность к различению, позволяющую давать правильную оценку реальности этого мира и выбирать в нём то направление, которое ведёт к расширению и росту сознания.
Чувственная любовь – это любовь витальная, свойственная животным и может быть частью разумной человеческой любви. Чувственная любовь – это необходимая витальная пища для человека, которая может быть реализована самыми различными способами. Основной целью чувственной любви является сделать что-либо приятное для любимого человека, защитить его от того, что ему кажется неприятным. Детей задаривают всевозможными игрушками, взрослых – украшениями и обновками. В конечном счёте, человек начинает воспринимать любовь через те вещи, которые он получает от другого человека. В дальнейшем же вещи могут заменить человеку любовь, или, если сказать иначе, материальные ценности могут стать эталоном отношений между близкими людьми, и тогда для сердца не останется места.
Чувственная любовь животных не может быть заменена вещами, как это характерно для людей, поэтому такая любовь их не развращает. Подмена любви материальными ценностями воспитывает в человеке психологию потребителя и закрывает его сердце. Но материальные ценности и особенно деньги, которые воплощают в себе не только все ценности этого мира, но и все его удовольствия, трансформируют человека, превращая его в ненасытного робота, внимание которого приковано к идее выгоды. При этом люди, которые, в конечном счёте, обеспечивают эту выгоду, для такого человека становятся только средством для достижения этой выгоды. Мы знаем, что только открытое сердце делает человеческое существо человеком, когда же сердце человека закрыто, то мы имеем дело только с формой, роботом, но не человеком.
Рассмотрим эти два варианта динамической любви на примере воспитания детей. При разумной любви к своему ребёнку родители в первую очередь будут воспитывать в нём способность преодолевать трудности и его нежелание делать то, что необходимо. Ему ставятся специальные задачи в игровой форме, для выполнения которых он должен прилагать определенные усилия. После того, как эта задача выполнена, он должен обязательно получить одобрение. В дальнейшем он должен получать удовлетворение от преодоления трудностей. При этом, важно, чтобы работа по преодолению трудностей выполнялась не как попало, а тщательно.
После завершения решения какой-либо проблемы обязательно спрашивать, что он почувствовал, когда проблема была решена. Другими словами, в ребенке надо воспитывать желание преодолевать трудности, чтобы это преодоление было для него осознанным и приятным. На самом деле труд и позитивная эмоция, вознаграждающая этот труд – это естественное единство, которое в современном мире стало незнакомым для многих людей.
Следующим качеством, которое необходимо воспитывать в детях – это последовательность работы, в которой формируется общая картина и последовательность операций того, что должно быть сделано. Такую работу можно проводить, используя, различные технические конструкторы. Затем, можно переходить к планированию дня. При этом необходимо значительную часть времени выделять для игр.
Очень важным качеством является устойчивость внимания, которое неплохо тренировать, используя всевозможные лабиринты и головоломки. Внимание можно развивать в любой работе. Например, родитель даёт своему ребёнку прочитать какой-то текст, после чего он должен пересказать его своими словами. Можно дать и более сложное задание, например, попросить ребёнка одним предложением сказать, о чём говориться в прочитанном тексте.
Устойчивое внимание, планирование времени и стремление следовать плану, преодоление трудностей, – это всё относится к воспитанию воли. В то же время со стороны родителей – это проявление их любви к своему ребёнку – ведь они хотят, чтобы он был совершенным.
В случае витальной любви к ребёнку ему покупают те вещи, которые он просит, но сама по себе вещь не может направленно воспитывать человека, напротив, его поведение постепенно становится малоуправляемым. С ним могут ездить в парки, музеи и в другие интересные места, но это не будет воспитывать в нём волю, без которой человек не может быть полноценным существом. Если человек занят только тем, что ему интересно и что не требует от него усидчивости и устойчивого внимания, то в результате его воля будет слабой, что приведёт к тому, что для него труд будет досадной обязанностью, а удовольствия желанными. Обычно с этого начинается воспитание психологии потребителя. Наша современная ювенальная юстиция так же направлена в основном на воспитание в детях психологии потребителя и власти над своими родителями, если они не будут удовлетворять их желания.
Любовь можно рассматривать как перевёрнутую пирамиду, основание которой находится на небесах, а вершина упирается в землю. Опираясь на эту метафору можно утверждать, что высочайшие проявления Божественной любви охватывают всю бесконечную вселенную. Но чем ниже опускаемся, приближаясь к вершине перевёрнутой пирамиды, тем уже и беднее в своих проявлениях любовь. На вершине же остаётся только её физическая часть – секс. Другими словами, истинная бесконечная непреходящая любовь возможна только в её наивысших проявлениях, на физическом же плане проявления её временны и ограничены в своих возможностях.
Человек, в своих стремлениях к удовольствиям – ненасытен, поэтому те люди, для которых доступна только низшая часть перевернутой пирамиды любви, стремятся разнообразить её максимально доступными им средствами, превращая любовь в нечто уродливое и даже преступное. Отношения между людьми, основанные только физическом её проявлении, не могут быть продолжительными, если к ним не присоединяются уровни более высокие, например, – дружбы.
Но в любом случае, какими бы отношения между людьми ни были – они всегда являются проявлением любви, которые могут быть самыми разнообразными. Но тогда ненависть, насилие, боль, страдание – это тоже проявление любви? Да, это так, но только в извращённом варианте, в котором любовь и все её производные поставлены на службу эго. Сама по себе любовь во всех её проявлениях не содержит в себе ни насилия, ни страданий.
Абсолютно все отношения всего сущего во вселенной и в частности на нашей планете Земля, построены на любви, и это нам понятно, так как всё – есть Бог. Отсюда, взаимоотношения между людьми и отношение человека ко всему в мире, что его окружает должны быть основаны на Божественной любви. Для человека это вполне возможно, так как он является сознательным существом. Здесь приведём некоторые из основных принципов Божественной любви, на которые должен опираться человек при взаимодействии с реальностью земного мира.
1-й принцип – любить больше самого себя то, с чем или с кем ты взаимодействуешь.
2-й принцип – давать больше, чем брать.
3-й принцип – то, с чем взаимодействуешь, после взаимодействия должно стать более совершенным, чем оно было прежде.
4-й принцип – быть постоянно бдительным, чтобы при любых условиях первые три принципа не были нарушены.
На первый взгляд кажется, что первые три динамических принципа любви реально в природе не существуют. Во-первых, потому что жизнь показывает, что все сущее на Земле в первую очередь любит самого себя, не думая о любви ко всему остальному. Во-вторых, все стараются брать, не думая о том, что более важным в мире является принцип – «давать». В-третьих, никто при взаимодействии не совершенствует то, с чем он взаимодействует. Все, всегда думали только о себе и делали что-либо только для себя. Даже тогда, когда что-либо делали для своих близких, то этим самым они в чем-то это делали для самих себя. Ну и, в-четвёртых, те, которые активно взаимодействуют с миром и преобразовывают его, делают это, ориентируясь только на собственную выгоду. Никто при этом не думает о тех, которые производят материальные блага, но только о собственной выгоде. Даже тогда, когда они платят зарплату работникам, то это они делают только потому, что не платить им невыгодно.
На поверхности всё это выглядит именно так, но речь то идёт о спектре Божественной любви, и какими должны быть люди, чтобы соответствовать этим принципам любви.