Истинные знания не противоречивы, неделимы и не имеют противоположностей. Они подобны потоку, имеющему определенное направление, которое ум, не являясь носителем знаний, видит искаженно. Знания – это не теория о процессах эволюции, протекающих во вселенной, и это не описание событий, ведущих к определенной цели, – это сами процессы и события, отражённые в человеческом сознании. Человеческий ум не способен уловить единство и непротиворечивость реальности этого мира и поэтому, познавая реальность, он вынужден находить в нём противоположности и препарировать его на части. Ум можно сравнить с близоруким человеком, который не видит всей мозаичной картины реальности и рассматривает только её отдельные элементы, а полученную информацию принимает за знания. Ещё раз хочу повторить – знания это вся картина реальности в её статике и её динамике, и с её смыслом, ради которого она существует. Ну как тут не вспомнить притчу о трёх слепых, которые должны были после исследования слона сказать, что такое слон. Ум – это и есть слепец, неспособный различать что-либо дальше своего носа, и в то же время считающий, что он является инструментом познания мира. Но сам по себе ум в действительности никем себя не считает, потому что он является послушным инструментом человеческого эго, которое считает, что оно способно познать мир при помощи ума. Но так как эго не может быть самокритичным и почти всегда за редким исключением отстаивает свою правоту и своё превосходство, то оно не может согласиться с тем, что главный инструмент его и его опора – ум страдает неизлечимой близорукостью.
В своём «Маленьком принце» Сент Экзюпери устами мудрого лиса сказал, что мудро только сердце. Он был совершенно прав, потому что сердце может воспринимать непосредственно знания, но ум, скользя по поверхности знаний, может описать их, придав им форму информации. Ум не может описать всю глубину знаний, потому что имеет жёсткую ограниченную структуру, в то время как знания – текучи и не имеют чётко очерченных границ. Ум можно сравнить с жёсткой линейкой, которой человек хочет измерить длину окружности. В этом случае линейка будет прикасаться к окружности только в определенных точках, и мы получим ломаную линию, приблизительно отражающую форму окружности. Поэтому ум не может не лгать – он только приближается к истинным знаниям, чтобы прикоснуться к ним, но во всей своей полноте истинные знания для него не доступны. Поэтому, информация, которую нам даёт ум, всегда приблизительна, всегда неполна, и эта приблизительность во многом зависит от совершенства прямолинейного ума. Если использовать предшествующую аналогию, то под совершенством ума можно понимать длину прямолинейных отрезков, которые мы откладываем при измерении длины окружности. Эти прямолинейные отрезки могут быть очень грубыми и большими, и тогда вокруг окружности мы сможем описать только треугольник. В то время как при более тонком и совершенном уме может быть уложено как угодно много коротких прямолинейных отрезков. Поэтому, различные люди в различной степени приближённо могут описывать одни и те же знания. Отсюда ясно, что только более тонкий ум может более успешно формировать информацию об истинных знаниях. Если представить знания как некие текучие формы, то достаточно адекватная им ментальная информация будет достаточно точно указывать, где находятся эти знания. И если внимание человека будет достаточно интенсивно сосредоточено на смысле информации, то перед человеком откроются соответствующие знания.
Таким образом, информация, порожденная умом, является своеобразным указателем направления, в котором находятся знания. Но ум, используя информацию, не только указывает направление, в котором необходимо искать знания, но одновременно с этим он является помехой в поисках знаний, и это связано с его недисциплинированностью. Ум можно сравнить с человеком, руки и ноги которого находятся в постоянном движении и не подчиняются его воле. Ему нужно идти в одном направлении, а ноги несут его неизвестно куда. Он решил отдохнуть, но ноги его постоянно выделывают какие-то кренделя, и при таком двигательном хаосе невозможно, какое бы то ни было целенаправленное движение. Не лучше обстоят дела и с руками. И если посмотреть на такого человека со стороны, то даже тот, кто далёк от медицины, скажет, что он тяжело болен. Ум ни минуты не знает покоя и не только тогда, когда он занят чем-то продуктивным, но и во всё остальное время. Мало того, даже тогда, когда человек хочет заниматься чем-то полезным и для этой цели использует свой ум, то последний ухитряется при первой возможности отвлечься на что-либо постороннее, и далеко не всегда человеку удаётся вовремя призвать свой ум к порядку. Правда, ум усилием воли можно дисциплинировать, но это возможно далеко не каждому и не всегда, и как только воля человека по каким-либо причинам ослабевает, ум вновь становится малоуправляемым. Но главная причина, требующая остановки ума, заключается в том, что он препятствует нисхождению более высоких планов сознания в человеческое существо. Он как вратарь в футбольном матче бдительно охраняет свои ворота.
Но в действительности, претендует на своё безраздельное господство над человеческим существом не ум, а эго. Это оно не хочет ни на мгновение упустить свою власть, уступив её более высоким уровням сознания, ум же только инструмент эго в этом мире. Следовательно, остановить ум – это значит, вырвать его из-под власти эго, подчинив его своей воле. И тогда ум станет инструментом человеческой воли, и будет проявлять активность только тогда, когда это будет необходимо духовному искателю.
Однажды Екклесиаст сказал, что у умного сердце справа, а у глупого – слева. Он имел в виду истинное «Я» человека, которое находится позади сердца и несколько правей его. Именно оно воспринимает истинные знания, но при активном уме, который находится в подчинении у эго, воспринимать более высокую истину невозможно, так как неспокойный ум не позволяет ей снизойти в человеческое существо. Когда ум остановлен, человек начинает воспринимать реальность мира своим сердцем, которое не страдает близорукостью ума и способно осознавать знания непосредственно. Для ума же отводиться только незначительная часть взаимодействия с внешним миром – передача и приём необходимой для человека информации.
Человеку, который опирается на ум в познании мира, невозможно видеть мир в его целостности, потому что ум всё делит на противоположности – на совершенное и несовершенное, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, удовольствие и неудовольствие, на ценное, имеющее значимость и не имеющее какой-либо ценности. Главным в жизни человека стали – власть, богатства и удовольствия. Всё остальное превратилось в средства для достижения главных его значимостей. Такое деление делает сознания человека раздробленным и дезориентированным, так как оно теряет истинные ориентиры. Человеку в этом случае трудно видеть мир в его целостности. Мир для него стал как мозаичная картина, которую рассматривает человек, страдающий близорукостью. В действительности для духовной практики нет противоположностей и нет деления на части – всё существует как единый поток необходимости, в котором всё служит выполнению Божественного предназначения человека на Земле. Эго и ум являются инструментами этого проявленного мира, в котором владычествует низшая природа, и до тех пор, пока ум не будет остановлен, человек будет испытывать Большие трудности в своей внутренней работе.
Подобного рода утверждения могут вызвать несогласие обывателя, для которого всё происходящее в этом мире с его ценностями и значимостями является естественным проявлением человеческой природы. Человек – венец творения и, поэтому, он по праву использует этот мир так, как он считает нужным. Но всё зависит от позиции, которая определяется мировоззрением человека. Мировоззрение потребителя ведёт человека путями выгоды и удобств. Мировоззрение духовного искателя ведёт человека путями его Божественного предназначения.