В этом человеческом мире всё является иллюзией. Когда человек чувствует себя не свободным – это иллюзия, когда он думает, что он свободен – это тоже иллюзия. Может быть только состояние, переживаемое как свобода. В действительности, слово: «Свобода» имеет относительный смысл. И всё в этом мире временно – и свобода, и несвобода, и счастье, и несчастье, и ещё многое другое. каждый человек ограничен заборами с двух сторон, которые определяют направление его движения. Неподвижность и ничегонеделание так же может быть вынужденным и обусловливаться определенными ограничителями. Всё, что имеет направленность, имеет одновременно и ограничения, не позволяющие этой направленности меняться. Направленности могут служить не только желания или стремления, но и состояния.
Кроме того, у всех эволюционирующих живых существ есть стремление выйти за пределы допустимого. Но у одних это стремление качественное, когда они стремятся выйти за пределы известного, у других же это стремление распространяется в сторону количественную – они хотят выйти за пределы того количества, которое у них есть к количеству большему. Говоря об истинном «Я» человека можно сказать, что у первых Оно постоянно получает необходимую для его роста пищу, во втором же случае, когда люди ходят по кругу, пораженные стремлением к власти и богатству, – Оно не получает необходимой для его роста пищи и может оставить их.
Существует грань, ниже которой люди, точно слепые, ходят по кругу. Все их стремления направлены на овладения ценностями этого мира, в которых они хотят достичь абсолютного богатства и абсолютной власти. Но эти люди не могут понять, что на этом пути невозможно получить абсолютную свободу, так как абсолютная свобода в действительности является хаосом, не имеющим вектора развития.
Есть одна очень важная закономерность, которую не осознают люди, стремящиеся к абсолютному богатству и власти, – любое их движение к абсолютному в пределах материального мира – противоположно направлению, в котором должно расти человечество в соответствии с Божественным предназначением. Условия материального мира – это только средства Божественного, которые он использует для роста сознания за пределы этого материального мира. Этот мир можно сравнить с почвой на дне водоёма, из которой растёт лотос, чтобы поднявшись над поверхности воды раскрыться навстречу свету Солнца. Сама по себе почва не может быть целью и человек обязательно превзойдёт её притяжение, и ничто не способно удержать его от этого. Поэтому, подобного рода усилия людей, управляемых силами тьмы, эффективны только до определенного предела, за которым следует трансформация этих сил и даже разрушение их.
Выше этой грани люди стремятся не к расширению в сфере уже известного, но к тому, чего они еще не знают. Этот рост возможен только в направлении приобретении более высокого совершенства, которое недостижимо на уровне ценностей земного мира. И тогда, когда человек освобождается от притяжения к этому миру, влияния которого становятся бессильными, чтобы удержать его, человек осознаёт в себе состояние свободы.
В действительности, свободы не существует. И даже если бы однажды человеку предоставил Бог полную свободу, то человек тут же создал бы для себя зависимость, потому что зависимость создаёт определенность, а независимость, которая реально не имеет какой-либо направленности – тягостна. Зависимость может порождаться внешними и внутренними причинами, и когда человек захвачен зависимостью, и не осознаёт её, то считает себя свободным что-либо выбирать. Когда же захвачен ею, и осознаёт эту захваченность, то она может быть для него мучительной несвободой.