Язычество – это многобожие, в котором человек преклоняется перед проявлениями Бога во всём, что окружает его. Но тогда язычник намного ближе к Богу, чем монотеист, потому что бог для него проявляет себя во всех вещах и во всех событиях, с которыми этот человек приходит в соприкосновение. Язычника можно сравнить с влюблённым, который боготворит каждую часть тела любимого человека. Он воспевает и прекрасные глаза любимой и её «полумесяцем бровь» и даже на «щёчке родинку». Он любуется её стройным станом, музыкой и нежностью её голоса, её умелыми неутомимыми руками, её силой и смелостью (Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт) её мудростью и чистотой. Любящий человек боготворит свою любимую или своего любимого во всех проявлениях. Но почему тогда человек не может так же, и даже ещё больше, любить Бога во всех его проявлениях. И так как Бог вездесущий, то человек любит и поклоняется ему и в дереве, и в ручье, и в горе, и во всём, что окружает его. И в своих отношениях к Богу он стремиться быть адекватным проявлением Божественного добра на Земле.
Может ли человек любить Бога абстрактно, за пределами всех его проявлений на Земле? Наверное, нет. Это одна из причин, почему всё совершенное он называет божественным. Даже те люди, которые в своём духовном восхождении, максимально возможно для человека, приблизились к Божественной истине, воспринимают Бога как индивидуальность, личность, как единственного друга и учителя. Шри Ауробиндо сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим», то если человек видит Бога во всём, то он не может не «ходить перед лицом Его».
Придя к единобожию люди отстранились от Бога. И теперь: «Отче наш, сущий на Небесах…» у людей сформировалось состояние отделённости и отдалённости от Бога, которая в значительной мере изменила их психологию, они стали чувствовать себя свободными от Бога – вспомните: «до царя – далеко, до Бога – высоко». Любой человек по себе знает, что, пространственно отдалившись от источника проблем, он начинает чувствовать себя более свободным при взаимоотношениях с другими людьми, а, отдалившись во времени, перестаёт чувствовать себя связанным с тем, что осталось далеко в прошлом.
Но, по-видимому, древнее язычество глубоко вошло в сознание людей, и даже в их генетическую память. Возможно, это является основной причиной распространения в современных религиях фетишизма – почитания культовых предметов, что так же можно характеризовать, как язычество, правда, в более примитивном варианте.