Для духовного искателя этот мир является средством его духовного роста. И даже прошлое, в котором человек жил обычной жизнью и ничего не знал о каких-либо путях, ведущих к Божественной истине, может служить для него средством духовного опыта. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо войти в него так, чтобы оно стало настоящим. Так как в прошлом возможности уже закрыты и в таком состоянии они недоступны, для каких бы то ни было изменений. Но, если человек фиксируясь на прошлом, приближает его этим самым, и делает его для себя настоящим, то в это время он открывает прежде закрытые возможности и может изменить их. И это касается не только прошлого, но и настоящего, которое требует изменений. Одновременно существуют все возможности. Например, человек болеет. Но в это же самое время существует возможность, в которой он здоровый. И если человек создаст образ, в котором он здоров и даже осознает, что он здоров, что становится вполне возможным, когда раскроется соответствующая возможность, то это состояние обязательно станет его реальностью. Так лечили шаманки в событиях, описанных Брюсом Липтоном в книге: «Биология веры». Очень большое значение в намерении изменить прошлое или же настоящее, и вместе с этим и будущее, имеет образ желаемого и адекватный ему фетиш, который должен быть не только на уровне слов, но, и связан с каким-либо адекватным объектом, например, препараты, так называемые плацебо, которые сами по себе нейтральны, но помогают человеку сформировать намерение, даже если человек и не осознаёт этого.
Наше подсознание могущественно – оно способно возродить человека, и может убить его, потому что именно в нём происходит формирование индивидуального намерения, именно там происходит формирование нашего будущего. Можно сказать, что будущее человека уже предопределено. Это так, но для каждого человека предопределено не одно будущее, а много. Разница только в степени вероятности его реализации в жизни конкретного человека.
Исследуя своё прошлое и открывая те возможности, которые, уйдя в прошлое, закрылись, вы неожиданно обнаруживаете, что ничего не хотите менять в нём, а та часть вашего сознания, которая вам сейчас принадлежит и которая осталась неизменной, когда вы просматривая прошлое, вживались в него, осознаёт, что вы в прошлом – только исполнитель воли, стоящей позади вашей жизни. При этом осознаете, что даже незначительные изменения, которые вы способны внести в свою прошлую жизни, не скажутся на вашей судьбе в настоящем.
Всю человеческую жизнь можно представить в виде цепи, имеющей множество последовательных звеньев, выходящих из неизвестного для человека будущего и входящих в туманное прошлое, оставшееся позади человека. Погрузившись в это прошлое и изменив своё отношение к чему-то происходившему в те времена, мы не принимаем решения изменить направление наших действий, в динамике которых и определяется направление проявления нашей судьбы в следующем звене нашей жизни, потому что внутреннее состояние не позволяет нам это сделать. Но мы можем переоценить с современных позиций то, что тогда было уже оценено нами. Эта переоценка не изменит нашей прошлой судьбы, но изменит нас сегодняшних, следовательно, повлияет и на нашу будущую судьбу.
Если рассматривать нашу жизнь, как звенья одной цепи, то это может породить вопрос, а не являются ли эти звенья причинно-следственными элементами кармы? Если это так, то тогда понятно возникновение и направление следующего звена цепи нашей судьбы. И это действительно так, – то, что мы есть сегодня, во многом связано с тем, кем мы были в прошлом. И это касается не только отдельного человека, но и целых народов и даже всего человечества. Карма – это не возмездие за прошлые поступки, но способ, при помощи которого Божественный пытается научить человека быть сознательным. Например, «вот ты был невнимательным, когда резал ножом овощи, поэтому и руку порезал». Заметьте, Бог ничего за человека не делает, но хочет, чтобы человек осознал последствия своих поступков и своих состояний и, став более сознательным, изменил свои взаимоотношения с реальностью этого мира.
А теперь, будьте внимательны к тому, что будет сказано дальше. Чтобы понять на каком уровне возникают кармические связи необходимо вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он говорил, что только динамическая часть супраментального сознания может трансформировать человека и для этого ему необходимо не только осознавать эти влияния, но и действовать в мире адекватно им. Для человека важно иметь не только желание что-то иметь или чего-то достичь, но и реализовать это намерение. То же самое касается и кармы. Пока у человека есть только желания и побуждения, но он не позволяет им реализоваться, то они не формируют для него карму, но после их реализации, они становятся следствием, формирующим причину. Правда, здесь есть одна очень важная особенность – желания и побуждения возникают под влиянием состояния, корни которого уходят в подсознание. И даже если человек сдержится и не позволит желанию или побуждению реализоваться, то в динамике своей жизни он всё равно будет соответствовать своему состоянию. Получается, что человек не волен изменить свою карму, даже тогда, когда осознанно меняет динамику некоторых своих поступков. Главная причина подобной безысходности заключается в том, что человек присваивает и состояния, и желания, и побуждения, и, наконец, поступки. Жизнь как бы говорит ему: ну хорошо, если ты считаешь, что состояния, желания и побуждения принадлежат тебе, и ты их реализуешь, то и получай то, что заслужил. А если бы человек знал, что всё это ему не принадлежит, что он только инструмент или средство, которым пользуются определенные силы, то, возможно, он избрал бы путь свободы и постепенно освободился от влияния сил, которые через него реализуют в этом проявленном мире свои амбиции. Но сослагательное наклонение для кармы, не имеет ни какого значения.
Когда мы говорим, что человек мог бы избрать для себя другую судьбу, если бы где-то что-то поменял, что-либо не позволил, не сделал и его судьба пошла бы в другом русле. Но дело в том, что такого рода осознание почти всегда приходит задним числом, когда выбор уже сделан и события уже произошли. Если бы знала старуха, что её желание быть владычицей морскою чрезмерно, то она не оказалась бы вновь у разбитого корыта. Но она не могла этого осознать в нужное время, и этому есть две причины. Первая из них – она должна была предвидеть последствия, что помогло бы ей сделать правильный выбор. Вторая причина состоит в том, что мы выбираем то, что наиболее ярко, значимо, интенсивно, необычно и избираем для себя то, что увеличит нашу значимость или наши удовольствия. Ну а если речь идёт о жизни, то выбираем возможность выжить, сражаясь, защищаясь или убегая. Иногда убегая от жизни, если жизнь невыносима. Мы даже не выбираем, а следуем желаниям или побуждениям. Выбирать можно только тогда, когда мы одновременно осознаем возможность того и другого направления, или одновременно осознаем два или более объектов. Вспомните персонажей И. С. Тургенева в его повести: «песнь торжествующей любви» - Фабия и Муция, одного из которых должна была избрать девушка, или, из песни: «…справа кудри токаря, слева кузнеца». Зная это, можно сказать, что мы, за редким исключением, не выбираем направления своей судьбы, и выбираем только то, что имеет отношение к материальным ценностям этого мира. И только оглядываясь в прошлое, видим, что были и другие пути, которые мы тогда не видели.
Низшая природа цепко держит человека в своих сетях-ловушках, и всё, что она предлагает, навязывая человеку, окрашивается ею, как нечто значимое, привлекательное и необходимое. И так как вокруг человека только одни приманки, расставленные низшей природой, то человек считает их единственной реальностью, отвергая истинный смысл и предназначение этого мира и человека в нём.
Итак, причинно-следственная зависимость или цепь кармы, связана с тем, что человек присваивает себе отношения с реальностью этого мира. Неведение не позволяет ему осознать, что внешняя часть его существа – только средство, при помощи которого возможно взаимодействия непроявленных сил с этим миром. А так как человек считает своё тело и душу желаний единственной реальностью в этом проявленном мире, который должен служить человеку и которому человек ничем не обязан, то, разумеется, каждое действие, совершаемое человеком в этом мире, будет увеличивать его карму.
Однажды Иисус Христос сказал: «Много званных, да мало избранных». И ещё он говорил, что «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Эти две фразы очень важны, так как они обусловливают предопределение человека. В первой фразе утверждается, что те люди, которые своё духовное предназначение считают главным смыслом своей жизни – не сами пришли к такому умозаключению – они избранные Богом для его работы в этом мире. При этом не этот материальный мир с его ценностями является целью Божественной работы, а человек. Проявленный же материальный мир – только школа, в которой воспитывается человек будущего. Во второй фразе утверждается, что судьба человека не определяется им самим, и средства при взаимодействии с реальностью этого мира, он выбирает не сам, но всё это делается Божественными силами, которые, используя человека, осуществляют Божественную волю на Земле. Кажется всё ясно, но для подавляющего большинства людей ничего не ясно и они начинают спрашивать, а для чего тогда Бог дал человеку возможность самоосознания и вообще для чего человек существует на Земле? Для того, чтобы быть исполнителем Божественной воли? А не рабство ли это?
Мы уже говорили, что человек может реально выбирать свою судьбу только тогда, когда будет одновременно осознавать оба пути возможной для него судьбы или же одновременно будет видеть все объекты, из которых он должен выбрать один для себя. Это же самое происходит, когда человек должен выбрать один из путей, идя которым он может стать или рабом, или же свободным человеком. Человек, никогда не знавший истинной свободы, никогда не выберет для себя этот путь. Он предпочтёт путь, ведущий к рабству, потому что он уже сейчас в своей душе раб. Раб в социальном мире – это человек, которому не оставляют никакого выбора, кроме того, что ему предлагается – «ты должен идти по этой тропинке и не сметь куда-то сворачивать». Человек с рабской психологией принимает внешние рабские условия, как единственно возможные для него. Он не сопротивляться этим условиям, и даже благодарен тем, от которых эти условия зависят. Примером могут быть те страны в современном мире, в которых люди живут в кредит. Эти люди считают, что они свободны, не понимая, что эта система поймала его в сети своего изощрённого рабства, при котором он постоянно должен тем, у кого этот кредит был взят. Он должен отработать кредит, но имея психологию потребителя или раба, что одно и то же, он не может остановиться и берет новые кредиты, так как жажда и возможность иметь вещи непреодолимы. Он должен ещё больше работать, так работать, как ни один раб в рабовладельческие времена не работал. Но тогда интенсивность труда во многом определялась палкой, а теперь кредитами, деньгами. Потребителя-раба, живущего в кредит не нужно подгонять, он сам будет стараться, иначе у него заберут дом, имущество, да ещё и самого посадят в тюрьму, если после этого долг не будет покрыт. Без сомнения, такая форма существования человека не могла быть придумана людьми. Позади этой идеи стоят силы, которые имеют свои планы. Став рабом-потребителем, человек точно цепями приковывается к идеям и ценностям этого материального мира. Он уже никогда не расстанется с его значимостями и у него не будет времени даже интересоваться чем-то более высоким. Парадоксально, но, будучи скован по рукам и ногам системами этого материального мира, человек считает себя свободным и даже доволен, что у него этих свобод так много. Практически, единственным реальным выбором, который может сделать человек – это избрать для себя путь, заполненный погоней за ценностями этого мира, или же путь, ведущий за пределы идей и ценностей, окружающей его реальности. Но для этого, зов внешнего мира и зов, идущий из глубины его сердца должны быть услышаны одновременно. Более того, зов, идущий из его сердца должен быть для него более громким, чтобы человек избрал для себя путь, ведущий к Божественной истине. Другими словами, этот человек должен быть прежде избран Богом для духовной работы. Но тогда, для большей части человечества духовный путь закрыт и люди не по своей воле должны служить низшей природе, будучи привязанными к ценностям этого мира? Это не совсем так, потому что раскрытие возможностей человеческой личности во многом зависит от внешних условий, в которых информация и примеры, иллюстрирующие эту информацию, имеют иногда решающее значение. Внешние условия могут побудить человека, как к познанию самого себя, своей внутренней сути, так и направить его по пути деформации и распада личности.
Человек, избравший для себя духовный путь, использует внешнюю реальность как трамплин, оттолкнувшись от которого, он может подняться в высшую реальность духа, являющейся источником всего проявленного мира и его целью. Тогда человек становится сознательным сотрудником и проводником Божественной воли. Он ничего не присваивает –ни себя, как исполнителя Божественной воли, ни труд, ни цели труда, поэтому законы кармы уже не имеет над ним своей силы. Все интересы и переживания, связанные с внешними условиями, уже не имеют для него общепринятого значения. Всю его жизнь определяет работа, направленная на исполнение Божественной воли. При этом у человека не возникает чувства несвободы или какой-либо зависимости, напротив, он постоянно осознаёт внутреннюю надёжную опору, в которой нет неопределенности и нет потребности в каких-либо отвлекающих излишествах. Вся жизнь такого человека постепенно становится подобной лучу, всё более и более фокусирующемуся на устремленности к Божественной истине. Всё остальное, имеющее ценность для людей, живущих обыденной жизнью, становится для него второстепенным и теряет свою важность.