Во внутренней работе духовных искателей, нередко возникают неожиданные для них трудности, и этому могут быть различные причины. Одна из них, с которой встречается духовный искатель – это потребность в учителе, наставнике или хотя бы в собеседнике. Подобная необходимость связана с тем, что внутренний путь для духовного искателя – это всегда путешествие в неизведанное. Для людей, интересы которых ещё во многом сосредоточены на ценностях этого материального мира, естественным является получать знания и руководство на внутреннем пути от учителя во плоти, который для него является одновременно и опорой, и надеждой, и примером. Но это бывает только тогда, когда человек ещё не свободен от привязанностей к этому материальному миру. У каждого искреннего духовного искателя когда-то наступает период его внутренней работы, когда внешний мир с его ценностями становится второстепенным, и необходимость его тогда заключается в получении внутреннего опыта, который имеет для духовного искателя на определенном этапе очень важное значение. Когда же человек приближается к черте, за пределами которой привязанности к материальному миру перестают иметь значение, а мир превращается в школу, необходимую для совершенствования сознания человека, то на этом этапе духовный искатель перестаёт нуждаться во внешней опоре, будет ли это какой-то авторитет, на которого человек в своей работе мог бы опереться, или же духовный учитель, дающий ему напутствия.
После ухода Сатпрема многие из духовных искателей испытали своеобразный психологический шок, который различными искателями переживался по-разному. Одни из них осознали в себе состояние одиночества, другие – безнадёжность: «если уж и Сатпрем не трансформировал себя в супраментальное Гностическое существо, то, что могу сделать я – слабое несовершенное существо. Это, обычно свидетельствует, что духовный искатель пока ещё нуждаетесь в опоре во внешнем мире. И совсем не обязательно, чтобы эта опора была рядом с вами, она может быть и далеко, как в вашей ситуации с Сатпремом. Во внутренней работе важны не результаты, а искренность в стремлении к Божественной истине. У каждого духовного искателя бывают такие периоды, когда он испытывает состояние оставленности. Шри Ауробиндо об этом упоминал в одном из писем, объясняя это состояние тем, что Шакти в этот период работает на более глубоком, неосознаваемом садхаком уровне. В этот период духовный искатель должен быть устойчивым в своей внутренней устремленности, и какие бы состояния не возникали в нём, он должен встречать их состоянием внутреннего покоя и равновесия. Состояние покоя может быть и на витальном уровне, когда человек тамасичен и ему всё безразлично, но это ложное состояние покоя. Истинное состояние покоя – это состояние полной, неподвижной, внимательной пробужденности, при которой человек ясно осознаёт всё, что пытается нарушить эту внутреннюю неподвижную пробужденность, и не позволяет произойти этому. Направленная спокойная внимательность обращена в своё истинное сердце, которое является на определенном этапе духовной работы одновременно и проводником духовного искателя и его целью. Я сказал, «на определенном этапе», имея в виду, что целью духовного искателя является его путь, а не что-то в конце пути, так как этот путь не имеет конца. В йоге Шри Ауробиндо подготовительный этап завершается выходом Психического Существа на передний план. Большие препятствия этому чинит человеческий ментал, который считает, что только он знает истину (свою ментальную), и знает, в каком направлении следует её искать. Когда же духовный искатель стремится опираться в своей внутренней работе на свое сердце, что автоматически приводит к успокоению ментала, то это ментал приходит в состояние паники, так как ему, как это было прежде, не позволяют прыгать как обезьяна в клетке, и тогда он создаёт состояние, при котором человек думает, что он начинает сходить с ума, или же деградирует. Ментал человека должен быть не господином, а только исполнителем воли истинного «Я», живущем в нашем сердце, и, конечно же, с этой ролью он никак не может согласиться.
И, последнее, о Психическом Существе – приближение к нему у человека происходит не при помощи каких-то внутренних усилий, а через созвучие с ним. Так как Психическое Существо в человеке является источником глубокого покоя и носителем абсолютной истины, то приблизиться к нему и стать с ним одним целым возможно только тогда, когда человек намеренно удерживает внутри своего сердца состояние максимально возможного покоя. Чем более глубоким будет этот покой, тем ближе к своему истинному «Я» находится духовный искатель. Но, как уже говорилось выше, покой должен сопровождаться состоянием пробужденности и внимательности.
Сознание человека способно быть одновременно в нескольких местах, поэтому быть в своём сердце в состоянии глубокого покоя и заниматься какими-то внешними делами – это естественное состояние духовного искателя. Для того чтобы это стало возможным, необходима настойчивость и практика. Такое состояние Шри Ауробиндо назвал – жить изнутри.