Человека схематически можно представить в виде круга, в центре которого находится его истинное «Я», а по периферии – его субличности. Под влияниями, идущими из центра, одна из наиболее восприимчивых субличностей трансформируется, принимая соответствующие центру вибрации. Об этом можно сказать, что одна из субличностей становится на духовный путь. Другие же, менее восприимчивые, продолжают оставаться привязанными к ценностям низшей природы и внешнему миру.
Обычно, в человеческой личности, по праву занимать ведущее положение, субличности распределяются в определенной последовательности. И может быть такое положение, когда человеку думается, что он наконец-то справился со своими эмоциями и своим эго, и имеет над ними полный контроль, как вдруг, неожиданно для него, по какому-либо поводу следует эмоциональный взрыв, а потом горькое сожаление о случившемся. Это происходит потому, что субличность, принявшая духовную работу выходит на передний план и тогда у духовного искателя все получается хорошо, но потому, эту субличность сменяет другая и все прежние успехи исчезают и человеком овладевает неверие в свои возможности.
Интересно, что в этот период, когда человек пытается отстраняться от всевозможных внутренних состояний, которые не соответствуют его духовным устремлениям, отстранение происходит, не в сторону своего истинного «Я», как это реально должно быть, а в сторону той субличности, которая уже приняла для себя путь, ведущий к Божественной истине. Поэтому, такое отстранение неустойчиво. Обычно, никогда не происходит так, чтобы все грани человеческой личности приняли для себя духовный путь, и тогда у человека могли бы исчезнуть все проблемы с какими бы то ни было соблазнами внешнего мира. Это связано с тем, что спектр субличностей человека соответствует всем проявлениям человеческой природы, от самых низших до высочайших. В тех случаях, когда человек отстраняется от каких-либо эмоциональных состояний или побуждений в сторону наибольшего покоя, который возможно осознать только при приближении к истинному «Я», становится невозможной захваченность любыми мыслимыми соблазнами и состояниями. И именно в это время происходит трансформация внешней природы человека, которая проявляет себя через субличности. Когда мы говорим о падениях, то должны помнить, что все зависит от позиций, с которых мы осознаем наши состояния или действия. Мы можем осознавать наши состояния или поступки как падения, но если мы достаточно отстранены как свидетель этих событий, то мы можем осознать, что в действительности получили необходимый опыт, который показал нам те места нашего существа, на которые следует обратить более пристальное внимание в своей внутренней работе.