ДУХ НАРОДОВ

Исследуя особенности личности человека, психологи делят людей на экстравертов и интровертов и, кроме того, человек может быть сатвичным, раджасичным и тамасичным. То же самое касается и народов Земли. У одних из них преобладает экстравертированность. У других же народов, напротив, преобладают признаки интровертов. Говоря о народах, следует внести небольшую поправку в понятия экстраверсии и интроверсии. Возможно, более правильным было бы эти особенности называть социально-психологическими.

Для экстраверсии характерна преимущественная направленность на внешний мир, объекты которого притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого и  к принижению значимости явлений своего внутреннего субъективного мира. В то же время для интроверсии характерна фиксация на своём внутреннем мире, которым придаётся наивысшая ценность, замкнутость, затруднение социальной адаптации. Можно сказать, что экстраверты живут для других, в отличие от интровертов, которые живут для себя. Это не говорит о том, что интроверты более эгоистичны, чем экстраверты, просто пища у их эго различна. Если экстраверт получает удовольствие, когда живёт для других и когда этим другим хорошо. В то же время интроверт получает удовольствие, когда живёт для себя и когда ему хорошо.

Особенностью народов-экстравертов является их отношение к другим народам, которых они не собираются переделывать и не стремятся им привить свою культуру и обычаи, не стремятся подавлять их свободы. Они принимают другие народы такими, какие они есть, с их религиями, культурой и их психологическими особенностями. Поэтому другим народам, какими бы они социальнопсихологически не были, атмосфера народов-экстравертов воспринимается, как прозрачная атмосфера, в которой легко дышится. Ещё одной особенностью народов-экстравертов является их способность жертвовать собой ради других, их совестливость. К таким народам экстравертам следует отнести большинство славянских народов и народы Индии.

Говоря о народах-интровертах, для которых центром, на котором они сосредоточены, являются они сами,  можно сказать об их замкнутости. Это не означает, что они не общительны, скорее это их социально-психологическая самодостаточность, в которой они осознают, что принципы их существования основаны на высших человеческих ценностях и поэтому их идеи соответствуют истине бытия и, возможно, даже непогрешимы. На свои отношения с миром и с другими народами они смотрят с позиции выгоды для своего народа. В связи с этим они не способны быть на равных с другими народами, и тем более с теми, которые зависимы от них. Чтобы оправдать своё отношение к другим народам, которые не похожи на них, они пытаются всячески унизить их, принизить их роль в человеческой цивилизации и возвеличить свою.

Есть два способа строить взаимоотношения с другими людьми или народами – это жить по совести, и жить по закону. Жить по совести – это жить в потоке сердца, для которого характерен центробежный принцип бытия, при котором эгоцентризм выражен слабо, так как центробежные принципы, подразумевают жертвенность, жить для других, где второстепенным является «я» и на первом месте – «мы». В то же время жить по закону – это соответствовать жесткой форме правил и догм, в которых сердце отступает на второй план, и на первое место выходит ум. Этому принципу соответствуют центростремительные тенденции, стремящиеся захватить всё, до чего могут дотянуться руки, и присвоить. При этом, принципы сердца отбрасываются как препятствие, помеха на пути захвата не только материальных ценностей, но и людей, производящих эти ценности. Чтобы убедить сердце в том, что люди, производящие ценности могут быть захвачены и использованы для производства ценностей и удовольствий, народы-интроверты, в своих центростремительных тенденциях объявляют всех остальных людьми второго сорта и даже сравнивают их с животными. Конечно же, нельзя утверждать, что народы экстраверты и интроверты существуют и взаимодействуют друг с другом только как крайние части спектра интроверсии-экстраверсии, существуют среди людей, относящихся к тому или другому народу и переходные типы. Среди них можно встретить и противоположные по значению социально-психологические типы.

Кроме того, все народы земли могут пребывать в состоянии тамаса, раджаса и быть в состоянии саттвы. Когда немецкий канцлер – Бисмарк сказал, что «русские медленно запрягают, но быстро ездят» и никому не советовал воевать с Россией, то эту его знаменитую фразу можно понимать, что русские могут долго находиться в состоянии тамаса, но если обстоятельства выведут этот народ из тамаса в раджасическое состояние, то враг запомнит это на всю свою жизнь. И так на Руси бывало уже не раз. Саттвическое состояние народа – это время расцвета его культуры, науки, искусства, благосостояния. Каждое из этих состояний не может продолжаться неопределенно долго. Тамас всегда переходит в раджас, а тот в свою очередь, – в саттвическое состояние. Но в тамасе всегда присутствует зерно раджаса и в раджасе – тамаса, как инь и ян,  поэтому, любое из этих состояний, при определенных условиях, может перейти в свою противоположность.