Все пути, ведущие к истине, начинаются в человеческом сердце. И даже тогда, когда мы говорим, что духовный путь одновременно пролегает как во внешнем мире, так и в нашем сердце, то в любом случае, начало его всегда без каких бы то ни было исключений лежит в нашем сердце. И, далее, если основой духовной практики является внутренний опыт, то его внешнее проявление является вторичным и соответствует содержанию опыта. В то же время люди в своей внешней деятельности, которая не опирается на внутренний опыт, могут создавать всевозможные формы, соответствующие истинным формам, содержанием которых является духовный опыт человека. Но, несмотря на внешнее сходство, такие формы бывают внутри пустыми, или же заполненными неадекватным содержанием. Можно сказать, что силы низшей природы могут только копировать то, что делает высшая природа, при этом копии, создаваемые ею, очень часто бывают искаженными в соответствии с её целями. Рассмотрим несколько примеров возникновения подобного рода форм.
Существует множество направлений различных практик, которые имеют прямое или косвенное отношение к духовной работе, но в действительности являются только элементом её и, возможно, не самым важным. Рассмотрим такую аналогию, в которой сравним духовную работу со строительством дома. Первое, что является очень важным, что будет в этом доме: магазин, какая-то мастерская, клуб, или в нем будут жить люди. Другими словами, внешняя форма должна быть вторичной и соответствовать содержанию. Но это только начало, без которого строительство дома не должно начинаться. Можно строить дома по общепринятому шаблону и тогда это будет религия, которая для всех одинакова. По крайней мере, внешние формы для всех последователей этой религии будут одни и те же. Строительство дома мы сравнили с духовной работой. Но в нашем случае это строительство слишком затянулось, потому что строители весь процесс разделили на множество совершенно самостоятельных процессов. Хотя на первый взгляд, все эти процессы совершаются ради строительства дома. Одни из строителей доводят до высочайшей точности пропорции цементного раствора, используя для этой цели аптечные весы и микроскопы, чтобы размеры песчинок и самого цемента абсолютно соответствовали какому-то одним им известному стандарту. Другие строители дома измеряют кирпичи микрометром и полируют их, пытаясь сделать их матовую поверхность блестящей. Третьи готовят материал для кровли, стремясь к какому-то только им известному идеалу. Были среди строителей и такие, которые совершали групповые своеобразные движения имитирующие строительство дома, и таких было очень много. Среди них были группы каменщиков, штукатуров, кровельщиков. Каждая из групп утверждала, что их действия соответствуют истине строительства дома, а все остальные заблуждаются. Прежде было много архитекторов, которые приносили строителям свои архитектурные планы. Первые из них приносили план фундамента, следующие за ними подготовили – планы стен этого дома. Потом пришел архитектор, который принес прекрасный план кровли этого дома. И, наконец, пришел архитектор, и принес план всего дома. Им была разработана технология строительства дома, и все это было передано строителям. Но вся армия строителей были поглощена своими делами, без которых, по их мнению, дом построен быть не может. Вокруг строителей ходили толпы зевак, жившие в лачугах и землянках неподалеку от того места, где должен был строиться дом, и различными способами пытались убедить строителей в том, что такого дома не может быть, а проект великого архитектора – не более как его фантазии. И только немногие из строителей набрались решимости и оторвали своё внимание от кропотливой бесконечной работы по приготовлению строительного материала, которая стала для многих из них смыслом всей их жизни. Они стали строить дом.