Идея свободы выглядит не одинаково для человека, живущего интересами материального мира и того, который избрал для себя духовный путь. Человек осознает себя свободным, если его желания и его действия не выходят за пределы дозволенного. Свободному человеку всё нравится, всё для него приемлемо. В то же время, каждый человек, стремящийся к познанию мира, не может быть свободным и неустанно делает усилия, чтобы расширить границы, определяющие пределы его свободы, ставшей для него тесной.
Нередко под свободой понимают нечто противоположное ей, которому у нас в России присвоили западное звучание – толерантность. В переводе с французского языка это звучит, как терпимость, в биологии – это ещё и потеря реактивности иммунитета, когда организм не борется с проникшей в него инфекцией, паразитами, захватчиками. Этот смысл вполне можно перенести и на государство, которое не борется со своими разрушителями.
Человек может привыкнуть к несвободе и перестать замечать её, что создаёт у него иллюзию свободы. Привыкнуть к несвободе – это, значит, внутренне так трансформироваться, чтобы стать адекватным пределам дозволенных ограничений. Этими пределами являются не только то, что дозволено законами правилами и, возможно, какими-то догмами, но и той реальностью, которая окружает человека. Мировоззрение человека, определяющее его личность – это так же пределы свободы этого человека, и чтобы чувствовать себя свободным, человек будет отвергать то, что шире и глубже его свободы. Такому человеку легче отвергнуть то, что не прежде не входило в его мировоззрение, чем принять это, потому что расширение мировоззрения – это не только труд, но и перестройка всего, что уже устоялось прежде. Это одна из причин, почему люди, имеющие чисто материальное мировоззрение будут отвергать всё духовное и даже необычное, а чтобы жилось спокойнее, будут насаждать в человеческие умы и сердца своё ограниченное понимание реальности. У этих людей есть ещё одна особенность – они стремятся только к плотским удовольствиям, потому что более высокие состояния, которые не определяются материальными ценностями, им не понятны и недоступны – они за пределами их свободы.
Свобода имеет много граней и у отдельного человека могут из них присутствовать только некоторые или даже ни одной. Например, человек в совершенстве владеет какой-то определенной профессией и в ней себя чувствует «как рыба в воде», но он, по каким-то причинам, не свободен в своей семье. Когда человек свободен, то он чувствует себя комфортно и безопасно, у него нет никаких проблем, и даже не ожидаются в будущем. И всё выглядит наоборот, если он не свободен. Поэтому, учёные отстаивают свою точку зрения – они в ней отстаивают свою свободу. И не только учёные, но и политики, и даже бандиты, каждый из них хочет быть свободным в принятии решений и реализации их.
Человеку не приемлемо только то, что лежит за пределами его поля свободы, определяемого его мировоззрением. Человек в мировоззренческом плане был свободен, когда он жил в геоцентрической вселенной, потому что это создавало в его мировоззрении какую-то определенность. Его вселенная определяла для него опору его мировоззрению и создавала иллюзию и значимость Земли, которую он осознавал своим домом. В этот период землей обетованной для иудеев была Палестина, и они стремились к ней, так как она была обещана им их богом, и в то время она была лучшей из земель. Но потом геоцентрическая система сменилась гелиоцентрической, что в резкой степени обесценило многое на Земле, даже то, что было обещано Богом. Затем это обесценивание продолжалось, когда люди узнали, что Солнце является рядовой звездой галактики Млечный путь и что таких галактик во Вселенной сотни миллиардов. Какой ничтожно малой тогда является планета Земля, а земля обетованная на ней? И тогда для иудеев землей обетованной стала вся планета. Хотя в действительности, они много утратили от ожидаемого, когда вселенная, прежде ограниченная сравнительно небольшим участком суши и небом над ней, расширилась до бесконечности.
В идеале мировоззрение человека должно меняться, по мере расширения знаний о реальности мира, в котором он живёт. Должны меняться оценки прежних значимостей, позиции человека, его отношения к миру, который вдруг превратился из ограниченного в беспредельный. Возможно, и сознание человека и его мировоззрение должны соответственно расшириться беспредельно? А так как беспредельность всегда более многогранна, чем ограниченность, то, возможно, должны поменяться для человека и ценности этого изменившегося мира. Но ничего подобного не произошло. Ценности остались те же самые, только возросли аппетиты. И если продолжить пример с Палестиной, то она выросла до размеров земного шара. И, всё.… И это касается не только иудеев, а всего человечества! И это понять можно, если мы вернёмся к принципам свободы.
Человек чувствует себя свободным, когда осознаёт свою защищённость, и для этого могут быть использованы различные средства. Перечислим некоторые из них: 1-е средство – окружить себя зависимыми людьми, в этом случае они будут верно служить своему господину, потому что от него зависит их собственное благополучие. 2-е средство – оградить себя догмами, законами, правилами от всего, что может быть разрушительным. Например, враги, оккупировавшие какую-либо страну, будут запрещать и даже уничтожать всё, что может воспитывать в побеждённом народе патриотизм, религии защищаются догмами, за пределами которых «всё от нечистого», ученые защищаются от всего нового, которое должно придти на смену старому, непогрешимостью старого. Чтобы чувствовать себя свободными, и защищёнными от разрушительных внешних влияний, можно замалчивать источники таких влияний, объявить их устаревшими, ложными, несовременными и даже опасными, и деструктивными. Можно отгородиться и создать для себя своеобразный «социальный остров», на котором создать свой индивидуальный климат, свои правила бытия, создать мощную силовую и информационную защиту от всего, что может повлиять на атмосферу этого «острова». И, наконец, можно разрушить и трансформировать всё, что хоть как-то может повлиять на свободу одного человека или же какой-то группы избранных.
Для человека, идущего духовным путём, если он достаточно искренен, его свобода заключается в полном его доверии Божественному. К тому же, на духовном пути всё, происходящее в этом материальном мире, и любые влияния сил низшей природы используются для внутренней работы. При этом, ничто не отвергается, и всё принимается, как Божественная милость, так как к искреннему духовному искателю приходят только те события, которые необходимы для его внутренней работы.
Обыватель или потребитель не может чувствовать себя свободным и защищённым, поэтому он держится обеими руками за ценности этого проявленного мира, как за спасательный круг. И это даёт ему иллюзию свободы. Среди этих людей, держащихся за свой спасательный круг могут быть и нищие, и миллиардеры, и власть имущие, и рабы. Очень важной особенностью этих людей является страх перед возможностью изменения обстоятельств, когда они могут потерять свой спасательный круг (может быть плот, яхту, кресло или трон). Не свою свободу они боятся потерять, так как они себя и не чувствуют свободными, судорожно цепляясь за свои спасательные средства – они бояться потерять под собой опору. Есть такая притча, в которой человек сорвался в пропасть, но успел ухватиться за тоненькую веточку кустика, растущего на её отвесной стене. Когда этот человек стал просить Бога спасти его, то Бог ответил ему: «Отпусти веточку, за которую ты держишься, и я спасу тебя». Но человек не мог отпустить спасительную для него веточку, чтобы отдать себя в руки Божественного, и когда она оборвалась, вместе с нею рухнул в пропасть. Спросите, почему же Бог в этом случае не спас его? Потому что человек больше надеялся на спасительную веточку, чем на помощь Бога. Под спасительной веточкой здесь понимаются все ценности этого проявленного мира, которые являются только иллюзией опоры, и та свобода, которую пытается получить человек, опираясь на ценности этого мира, так же является ещё большей иллюзией. Но человек не может оторваться от своей иллюзии, так как для этого ему нужно «отпустить веточку ценностей этого мира», а для этого ему нужна решимость, которой ему как раз и не достаёт.