Мы приближаем то, на чём сосредоточены. И если сосредоточение происходит достаточно часто и длительно, то однажды мы можем стать одним целым с тем, что приблизилось к нам вплотную. Но сосредоточение, поддерживаемое интересом, если оно бывает частым и достаточно длительным, не только приближает к нам объект нашего внимания и увеличивает его, но и нас захватывает и притягивает к нему. В конечном счете, внимание человека является посредником между ним и миром, и в зависимости от того, к чему привязывается внимание человека, такой и путь он выбирает для себя.
Внимание человека может быть привязано к ценностям этого мира, под которыми понимается всё, чем живёт этот мир, и оно может быть привязано к запредельному или трансцендентному. Это возможно для человека только потому, что в нём есть части, принадлежащие земному проявленному миру, и те, которые принадлежать миру трансцендентному. К материальному миру, над которым властвует Низшая природа, принадлежит внешняя часть человеческого существа – его физическое тело, витал и ментал, в то время как к трансцендентному принадлежит внутренняя часть человека – его истинное «Я» и его центральное существо. Сознание человека является своеобразным посредником между внутренней и внешней частями и, поэтому физическое, витальное и ментальное находится одновременно под влияниями как внешними, так и внутренними. Толтеки утверждают что сущности отделили сознание человека от внутренней истинной части и, поэтому, человек оказался привязанным только к ценностям материального мира и различным витальным реакциям, позади которых стоит низшая природа. На первый взгляд, это действительно выглядит так, но в реальности всё определяется Божественным. Спектр всего человечества распределяется между двумя полюсами – с одной стороны в этом спектре находятся люди, сознание которых находится под преимущественным влиянием их истинной части, и таких людей незначительное меньшинство, а с другой – всё остальное человечество, прочно привязанное к проявленному миру с его идеями и материальными ценностями. Поэтому, преимущественное влияние на сознание истинной внутренней части своего существа, испытывают сравнительно небольшое количество людей. И когда мы говорим о концентрации на трансцендентном, то имеем в виду только это небольшое количество людей, так как они имеют возможность воспринимать в себе внутреннюю истинную часть, которая и является проявлением трансцендентного в человеке. Таким образом, трансцендентное – это не есть нечто недостижимо удаленное, где-то там за пределами проявленной вселенной – оно здесь, в каждом человеке, только не все люди способны осознавать его присутствие в себе. Это связано с тем, что большинство людей не воспринимают влияния своей внутренней истинной части, и поэтому, для них невозможно встречное движение их внимания – они не знают, что они должны воспринимать внутри себя и в каком месте это нечто, которое они должны воспринимать, находится. Внимание этих людей полностью сосредоточено на идеях этого проявленного мира и его ценностях.
Сознание людей, для которых доступно трансцендентное, одновременно воспринимает, как внешние, так и внутренние влияния. Отсюда, их оценка внешней реальности нетрадиционна, и смысл всего происходящего во внешнем мире, определяется ими на основании восприятия этого мира их внутренней истинной частью – психическим и центральным существом. Внешняя же их часть является только инструментом взаимодействия с внешним миром. Примером этому может быть остановка ума, при которой на передний план выходит истинно ментальная часть центрального существа, в дальнейшем использующая ум, как средство превращения знаний в информацию.
Когда сознание человека находится под преимущественным влиянием трансцендентного, то любые реакции внешней части человеческого существа, воспринимаются им как не принадлежащие ему. При этом человек осознаёт, что внешние влияния направлены на выявления тех проявлений низшей природы, которые должны быть трансформированы. Другими словами, когда человек воспринимает себя и внешний мир с позиций трансцендентного, то для него меняется смысл всего происходящего в мире и с ним самим. Человек становится каналом – проводником божественной воли на Земли и значимость его как просто человеческого существа, приближается к нулю.
Человека можно сравнить с песочными часами, в которых, когда полна одна их часть, то пуста другая. Если человек заполнен жаждой власти, славы, богатства, удовольствий, то сознание его пусто в той своей части, которая должна быть заполнена и содержанием трансцендентного и восприятием этого содержания. И напротив, если сознание человека стало едино с трансцендентным, то сердце его свободно от любых ценностей этого мира и от любых реакций, побуждаемых низшей природой. И тогда трансцендентное воспринимается, как глубокий покой в сердце, заполненном любовью и состраданием ко всему сущему на Земле, с горящем в нём неугасимым пламенем стремления к знанию, источником которого является бесконечный океан Божественной реальности. Погружаясь в трансцендентное, человек постепенно становится всё более совершенным выразителем Божественной воли и перестаёт принадлежать самому себе даже в мелочах.