Хаос в биологических и социальных системах не является чем-то беспорядочным, бессистемным и непредсказуемым. То, что мы называем хаосом, является точкой выбора направлений развития или же какой-то активности. Когда сказочный богатырь остановился у камня, с написанными на нём направлениями, в которых он может ехать, причём, каждое направление в чем-то меняло его судьбу. В этот период богатырь был в точке выбора или в состоянии хаоса. Или ещё пример, у человека было определенное мировоззрение, в соответствии с которым он строил свою жизнь. И всё было правильно и гармонично, и человек чувствовал в этой правильности для себя опору. Но однажды, внешние обстоятельства изменили его мировоззрение, то, что прежде было для него правильным, оказалось неправильным, светлое стало тёмным, а тёмное светлым. Он уже не может идти прежним путём, так как направление нашей жизни диктуется нашим мировоззрением, а новые условия показывают ему, что его взгляды на реальность этого мира не созвучны этой реальности. И «богатырь остановился» в точке возникшего хаоса, ему нужно сделать выбор, который был бы созвучен или внешним обстоятельствам, или же внутренним состояниям.
Люди даже не догадываются, как часто они вынуждены делать выбор, почти всегда не осознавая этого. В течение дня это может происходить множество раз, когда у человека, иногда внезапно, возникает побуждение что-либо сделать или отвлечься по какому-либо поводу. В этот период происходит переключение его внимания, после которого, возможно, он вновь вернётся к прежнему направлению деятельности. И тогда путь, которым человек движется к своей цели, становится не прямым, а ломаным, с множеством отклонений в ту или иную сторону. И энергия, которая была необходима для достижения цели, в значительной степени перерасходована, так как каждое отклонение человека от основной цели, требовало дополнительной её затраты.
Жизнь на Земле в пределах низшей природы подчиняется трём гунам, каждая из которых имеет свою гамму вибраций. Наиболее высокая частота принадлежит саттвической гуне, а наиболее низкая – гуне тамаса. Раджасическая гуна находится между ними и определяет степень активности человека. Любая энергия – это ещё и сознание, поэтому, говоря о гуннах, мы должны помнить, что они являются сознательными силами низшей природы. Каждый человек находится под влияниями этих трёх гун, и в каждый момент своей жизни в человеке преобладает та или иная гуна. Всё это зависит от многих факторов, к которым следует относить и генетическую предрасположенность, и эмоциональное состояние человека, его гормональный фон, и состояние внутренней готовности к выполнению той или иной работы. И, конечно же, от состояния его мировоззрения и направленности его воли. Кроме того, каждая гуна имеет свой спектр, на полюсах которого находятся свой рай и ад. Например, тамасическая гуна содержит в себе и состояние крайнего мучительного изнеможения и в то же время в ней есть и состояние сладкой расслабленности, которой человеку хочется отдаться, независимо от обстоятельств.
В зависимости от того, к какой части гун человек преимущественно привязан, такой и выбор он делает в состоянии так называемого хаоса. То, что мы называем хаосом и является той точкой в потоке гун, к которой человек точно пуповиной соединён. Все интересы человека, его стремления и его желания привязаны к соответствующим гунам, и человек до тех пор, пока не осознает свою зависимость от низшей природы, будет слепо выполнять её прихоти.
Гуны удерживают человека в своей власти, используя всевозможные внешние обстоятельства и вызывая в нём самом различные внутренние состояния, которые человек, по своему неведению, принимает за свои собственные. Это всё равно, как если бы лошадь, управляемая кучером, считала бы, что она сама выбирает направление, в котором нужно вести телегу. Это происходит с человеком постоянно, потому что он несознателен. В тех же случаях, когда человек начнёт осознавать, что многие его желания, интересы, и различные эмоциональные состояния связаны с влияниями чуждых для него сил, у него появится возможность противостоять им. Например, если человеку нужно, чтобы его время не растрачивалось попусту, ему необходимо уже с утра создать в себе состояние готовности к той работе, которая запланирована им на сегодняшний день. Можно сделать зарядку, позавтракать и первое, что он должен после этого делать – это его запланированная работа. Пусть он начнёт её и непрерывно будет занят ею, например, в течение 20 – 30 минут. При этом не следует отвлекаться даже на короткое время. Это создаст в нём состояние готовности – своеобразный фундамент сегодняшнего дня. Так же можно настраивать себя на ночь. Если перед сном смотреть пустые телевизионные передачи или же читать пустую литературу, то ничего серьёзного, содержащего в себе знания не приснится. Если же перед сном читать духовную литературу (не путать с религиозной литературой) и при этом иметь внутри себя намерение узнать во время ночного сна ответы на какие-то вопросы, касающиеся внутренней работы, то постепенно всё более ясно будут приходить в сновидениях нужные для внутренней работы знания.
Кроме того, когда человек занят своей основной работой и у него неожиданно возникает побуждение на что-то отвлечься, то осознав это, он может удержаться от реализации этого побуждения и, приложив усилие воли, продолжать свою работу. Любые побуждения такого рода – это влияния низшей природы, при помощи которых она удерживает человека в состоянии зависимости от неё. Она как бы говорит ему: посмотри туда, а теперь послушай это, затем, сходи туда и сделай какое-либо дело. В тех случаях, когда человек находится в полной зависимости от низшей природы, он, даже не задумываясь, послушно выполняет её указания, как свои собственные желания.
Люди не осознают, что незначительные внешние влияния, незначительные действия, связанные с какими-либо принципами или идеями, или возникающими в ответ на какие-либо влияния, значительно эффективнее привязывают человека, чем разовые интенсивные события. Например: религиозные ритуалы привязывают человека к идеям и принципам своей религии сильнее, чем какое-то яркое религиозное событие. Это происходит потому, что человек мелочам, часто, не придаёт особого значения и они, эти мелочи, имея определенную направленность, уходят в подсознание и оттуда, уже не осознаваемые, влияют на человеческое сознание, определяя его выбор. Таким образом формируется мировоззрение человека, его отношение к себе и реальности этого мира, к своим делам и своему будущему. Глубоко верующие иудеи могут подтвердить значение ритуальных мелочей в их религиозной жизни, которые по мере всё более глубокого погружения в идеи своей религии, перестают быть мелочами, и становятся важной частью их жизни. Это же самое можно сказать и о других религиях, в которых ритуальные мелочи занимают значительное место. Можно привести пример из области человеческих взаимоотношений. Предположим, двое мужчин, независимо друг от друга ухаживают за одной и той же женщиной. Один из них постоянно оказывает ей мелкие знаки внимания – то цветы купит, то в непогоду встретит её с зонтиком, то подаст руку, когда она выходит из транспорта. А другой, на день рождения или на какой-то праздник, подарил ей норковую шубу. Разумеется, первый, незначительными знаками внимания, привяжет эту женщину к себе более эффективно, чем второй. У когда женщины у мужчины снимают какие-то ниточки или соринки, то этим самым, они располагают к себе этого мужчину. Они становятся более значимыми в его глазах, по сравнению с теми, которые этого не делают. Если вокруг человека происходят крупные события или он испытывает интенсивное влияние, то это, часто, невольно, порождает в нём неприятие, отторжение, в то же время мелочи, суммируясь, могут полностью изменить прежние его оценки реальности, а он может даже и не заметит, как это произошло.
Точки выбора, в которых наиболее ярко проявляются влияния низшей природы – это одновременно и точки времени, в которых человек находится в наименее сознательном состоянии. Поэтому, человек не осознаёт те влияния, которые за него определяют его выбор. Но, будучи сознательным, он может обнаружить множество способов, при помощи которых низшая природа подчиняет себе человека и этим самым делает его избирательно восприимчивым только к тем влияниям, которые удерживают его сознание привязанным к соответствующим гунам. В точке выбора обычно побеждает та гуна и тот её аспект, к которому человек наиболее привязан. И когда мы предполагаем, что сами выбираем направление нашего внимания и наших действий, то это может оказаться совсем не так, потому что этот выбор за нас успешно делают гуны.
Состояние хаоса на социальном плане может продолжаться неопределенно долго и это время когда гуны меняют человеческое мировоззрение, показывая что-либо с негативной стороны, а нечто другое – с позитивной. И тогда человек отталкиваясь от того, что ему кажется неприемлемым, устремляется к привлекательному. И только позже он может понять, что низшая природа заманила его на одну, по его мнению, не самую лучшую, из ветвей судьбы. А дальше всё повторяется по тому же самому сценарию. Люди жаждут определенности, и периодически возникающий хаос реформ, перестроек, революций является удобным обстоятельством, в котором можно предложить какую-либо выгодную организаторам реформ и революций определенность.