Всем сущим в мирах низшей сферы правит низшая природа через гуны. Когда мы разделяем силы низшей природы на три гуны, то это деление условно, так как нет границ между тамасической, раджасической и саттвической гунами. Но, исследуя эти силы, мы находим вибрации сознательной энергии от медленных и низких по амплитуде тамасической гуны, до высоких по частоте и амплитуде – раджасической гуны и очень высокой частоты – на грани возможного для восприятия человеком – саттвической гуны. Эта предельно высокая частота воспринимается человеком как глубокий покой, и даже неподвижность.
Тамасическая гуна содержит в себе минимальное количество энергии и в человеке используется для пассивной обороны и сохранения инерции покоя или движения. Этой гуне соответствует состояние вялости, неуверенности, депрессии, самоуничижения. Такой человек стремится занять в жизни как можно меньше места, быть менее заметным. Это к ним относятся такие поговорки: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт», «Тише едешь, дальше будешь», «работа не медведь, в лес не убежит», поспешишь, людей насмешишь» и т. п. При её преобладающем влиянии у человека недостаточна память, снижена работоспособность, подвижность умственных процессов и невозможность творчества.
Раджасическая гуна содержит в себе много энергии, которая проявляет себя в повышенной активности на проявленном плане земли. Люди, в которых преобладает раджасическая гуна, инициативны, самоуверенны, в них преобладает чувство собственного превосходства, отсюда их склонность к нападению, а не защите, обвинению, а не самооправданию. Энергия раджасической гуны делает их предприимчивыми, побуждает их быть лидерами, основателями новых направлений и организаторами всевозможных социальных процессов. Они успешны в деятельности на материальном плане и для сохранения, и приумножения своей успешности, могут позволять себе ложь и антисоциальные поступки. Для людей, находящихся под преимущественным влиянием раджасической гуны, чуждо сострадание к тем, которые находятся на более низкой социальной ступени, постоянно самоутверждая себя, они стремятся к славе, богатству, власти. Стремясь слыть добропорядочными, что позволяет им у окружающих вызывать доверие, они вынуждены постоянно носить маску, скрывающую их истинные стремления. В тех же случаях, когда их стремлениям что-либо противостоит, они используют весь арсенал дозволенных и недозволенных средств, чтобы реализовать свои амбиции. Если у людей, с преобладанием раджасической гуны недостаточно выражена саттвическая гуна, то во всех делах они – воплощение посредственности, которую компенсируют повышенной социальной активностью. Эта посредственность проявляется и в творчестве, в котором они могут быть очень плодовитыми, и в политике, в которой они не столь талантливы, сколь напористы, нахальны и даже наглы, и в науке, и в искусстве – во всём они стремятся быть впереди, используя для этого не всегда этические средства. И им удаётся быть лидерами во всём этом, но когда они достигают возможной для них социальной ступени – становятся деспотичными, удовлетворяя только свои раджасические склонности.
Преобладание в человеке саттвической гуны, которую человек осознаёт, как состояние покоя и внутренней уравновешенности радикально меняет человеческую личность. Эта гуна проявляется в людях, как высокое душевное качество. В творчестве – это Чайковский, Рахманинов, Бах, Бетховен; в поэзии – Пушкин, Лермонтов, Бодлер, Лонгфелло; в прозе Л. Толстой, Достоевский, Хемингуэй, Флобер; В науке - Циолковский, Королёв, Н. Г. Басов, Никола Тесла, Поль Дирак, Шелдрейк, Бом. Конечно же, первыми в этом перечислении могли быть Будда, Христос, Шри Ауробиндо, Мать, Сатпрем и ещё многие другие просветлённые люди от древности и до наших дней.
Преобладание саттвической гуны порождает в человеке чувство собственного достоинства, которое не следует путать с раджасической гордыней, патриотизм, способность к самопожертвованию, сострадание к обездоленным. Одной из важных особенностей людей, в которых преобладает саттвическая гуна, является отсутствия у них стремления к наживе, власти и всевозможным почестям.
Соотношение гун в человеке в течение жизни может значительно меняться. Так, в молодом возрасте у человека чаще всего преобладает раджасическая гуна, в дальнейшем всё чаще на передний план выходит гуна тамаса и в преклонные годы, обычно, на переднем плане находится тамасическая гуна. Но динамика гун может быть связана не только с возрастом человека, она может зависеть и от состояния здоровья и от внешних условий. Предположим, условия таковы, что не позволяют человеку преодолеть возникшие проблемы, а прогноз на будущее остаётся неопределенным в лучшем случае, или ещё более мрачным, чем существует в настоящее время. У каждого человека, у каждого народа есть три временнЫх опоры – это прошлое, настоящее и будущее. Наиболее тяжело переживается человеком лишение его опоры в будущем. Если нет будущего, то стоит ли размножаться, быть порядочным, честным. Фактически большая часть из того, что мы делаем сегодня, каковы мы сейчас, и каковы наши отношения к реальности этого мира – всё это нужно для будущего. А если будущее заканчивается завтра, то нам будут не нужны власть, богатства, слава, почести, наши маски добропорядочности. Мы за ещё один дополнительный день жизни пожертвуем всеми ценностями этого мира и часто даже собственной человечностью. Мы все цепляемся за жизнь, и это делают даже те, кто, несмотря на внешнее величие, по сути, являются ничтожеством. Люди, в которых преобладает тамас, могут впасть в состояние ступора или раздражительной слабости с её истерическими слезами. Те, в ком преобладает раджас, могут стать буйными и неуправляемыми и попытаются за оставшееся время совершить максимальное число насилий и получить предельное количество удовольствий. Те же, в ком преобладает саттвическая гуна, будут внешне, а может быть и внутренне, спокойно ждать последнего часа своей жизни.
Для духовного искателя очень важно умерять свою раджасичность и не позволять тамасу овладевать собой. Хорошо помогает этому преодоление нежелания что-либо делать, оставляя работу на потом. Для тамасичных людей характерна неорганизованность, и поэтому они, нередко, оттягивают насколько возможно, начало дел, а в дальнейшем не завершают то, что было ими начато. Им трудно отказать, если их о чем-то просят, но в то же время им не менее трудно выполнить обещанное. Зная эти симптомы, духовный искатель может в значительной мере исправить свой энергетический потенциал и одновременно укрепить свою волю.