Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Ступени бессмертия

Петр Зорин

Когда мы говорим о плотной материи, из которой состоит физическое тело человека, то имеем в виду не химические элементы таблицы Менделеева, а ту основу, без которой невозможно было бы существование каких бы то ни было химических элементов. Материя, которую мы воспринимаем как нечто вещественное, в действительности является вакуумом, находящимся в состоянии возбуждения. Вакуум – это ни есть ничто, это бесконечная по своей величине энергия. Находясь в состоянии возбуждения, она порождает вихри, которые люди ассоциируют с атомами и его частицами: электронами, протонами и др. но эти вихри можно сравнить со стоячими волнами, которые никуда не движутся. Для примера возьмем вращение электрона по орбите вокруг ядра атома водорода, увеличим этот атом до такой степени, чтобы можно было наблюдать его визуально. Разместим по окружности вокруг ядра на каком-то от него расстоянии, вертикально кости домино. Если толкнуть какую-либо косточку, то вокруг ядра пойдет волна. А если косточки домино имеют свойства "ваньки-встаньки" и если пренебречь трением? Волна будет обегать вокруг ядра, при этом все "ваньки-встаньки" будут совершать только колебательные движения, оставаясь на своих местах. Скорость колебания элементов вакуума будет зависеть только от его упругости. То же самое мы можем говорить о свете, который летит со скоростью триста тысяч километров в секунду. Он никуда не летит, в пространстве передвигается волна колебаний субстанции вакуума, который обладает абсолютной упругостью, поэтому электрон будет вечно вращаться вокруг ядра, а свет лететь миллиарды земных лет и не только свет, например, реликтовое излучение возникло в самом начале проявления нашей Вселенной. Исходя из этого, мы можем сказать, что плотная материя – это возмущенное состояние вакуума. Но вакуум, даже если он находится в спокойном состоянии, имеет свои постоянные колебания, на фоне которых и происходит его возмущение, порождающее вихри, образующие плотную материю, которые мы воспринимаем как галактики, звезды, планеты и все что на планетах, в том числе и различные формы жизни.

Вакуум сам по себе не является однородной субстанцией и одновременно существует на многих уровнях, поэтому вакуум можно сравнить с солнечным светом, который выглядит однородным до тех пор, пока не пройдет через преломляющую среду, например, трехгранную стеклянную призму. Каждый из уровней вакуума имеет свою частоту фоновых волн, которые мы осознаем как время. И в то же время каждый из уровней вакуума – этой межзвездной среды, создает свою собственную вселенную, независимую от вселенных других уровней, и каждая из этих вселенных имеет свое время.

То, что мы называем Землей, в действительности является местом, в котором находится множество планет, каждая из которых является порождением определенного уровня межзвездной материи, и одна из них – это наша Земля. Она не похожа ни на одну из других планет, так как сформирована из всех уровней космической среды, но в этом же пространстве находятся и другие миры, и чем ниже уровень вибраций (или волн) тем меньше планета и тем более темной является ее атмосфера. Не следует степень освещенности атмосферы понимать как нечто абсолютное. Свет и тьма – это субъективное суждение человека, основанное на возможностях его зрительного восприятия. Чем ниже уровень вибраций, тем ближе к центру планетного комплекса, который мы называем Землей, и чем выше уровень вибраций, тем более светлой является атмосфера и тем больше по размерам является эта планета. Так что известная нам Земля не только содержит внутри себя другие планеты, но и сама находится внутри более светлых и больших по размерам миров. Это не будет казаться фантастичным если мы вспомним что материя этих планет и их атмосфера не взаимодействуют с другими планетами системы Земля. Хорошим примером этому являются радиоволны различной частоты, которые могут занимать одно и то же пространство и в то же время не пересекаться друг с другом.

Все эти уровни реальности являются одеждами Божественного, который одновременно является и той Вселенной, о которой люди уже кое-что знают, и в то же время он за пределами ее. Точнее сказать даже не за пределами ее, а за пределами возможностей нашего познания. Вселенная, доступная восприятию – это только отблеск Бесконечного, Непознаваемого, Божественного. Когда мы говорим о границах чего-либо или кого-либо, то это почти всегда границы возможностей нашего восприятия и познания. В действительности мир, в котором мы живем, не имеет не только внешних пределов, но и пределов внутри самого себя.

Читая работы Шри Ауробиндо, в которых он пишет о нисхождении супраментального света-сознания-истины, мы предполагаем, что где-то там, на вершинах или за пределами миров, есть супраментальный план бытия и вот пришло время опуститься ему в материю Земли, чтобы трансформировать ее. Тяжелейшая работа по низведению Супраментала на Землю выпала на долю Шри Ауробиндо, и ей он посвятил всю свою жизнь. И мы не можем выбросить ни одной строчки из того, что написал Шри Ауробиндо или же сказать, что он сделал что-то не правильно. Но, веря во все это, мы должны знать, что супраментальные вибрации нисходящего высочайшего плана бытия только тогда могут вызвать в материи человеческого тела какие-то изменения и трансформировать его, если в этой материи, в ее глубинах в архивном состоянии уже имеется супраментальная материя. Каждый из миров, входящих в систему Земля, может эволюционировать только в тех пределах, которые заложены в ее плотной материи. И если плотная материя любого из планов бытия содержит в себе только один уровень, то это не позволит любым формам жизни, обитающим в этих мирах не только эволюционировать за пределы того уровня, на котором они уже находятся. Земля, в этом случае является уникальной планетой, так как содержит в себе весь спектр межзвездной материи, поэтому, эволюция человека не имеет своих пределов. Почему межзвездной, потому что материя галактик, звезд и планет возникла из вакуума Вселенной.

Древние Риши-Ангирасы в эволюции своего духа сумели подняться до предельных миров Земли, в которых обитают могущественные боги. Это был титанический труд, но он был возможен, так как Земля является универсальной планетой, в которой встречаются плотная материя и атмосфера каждого из планов бытия. Поэтому человек, материя тела которого состоит из материи всего земного спектра, является местом встречи эманаций всех планов бытия и всех форм жизни миров земной группы. В связи с этим, человек является универсальным существом, содержащим в себе потенциальные возможности восприятия всех планов бытия от самых низких, миров смерти, до высочайших – миров богов. И поэтому человека можно считать потенциально величайшим существом на Земле и не только на Земле, но и во всей Вселенной, так как путь его эволюции бесконечен. Осознавая в себе вибрации всех планов бытия, древние мудрецы избрали для себя путь восхождения, и в значительной мере преуспели в этом, поднявшись до планов Богов. И только тогда они смогли осознать существование плана бытия, превосходящего план Богов. Воспринимая отблески этого плана, они осознали, что это план бессмертия и всемогущества. Но они еще осознали, что для того, чтобы войти в этот план бессмертия, они должны пожертвовать своим телом, которое будет предано земле. Но они хотели быть бессмертными существами в теле и искали пути к этому.

Тогда нам становится понятна последовательность духовной работы Шри Ауробиндо, которой он придерживался в течение всей своей жизни. Он не только поднялся до планов богов, но и вошел в супраментальный план и сумел вернуться в свое тело. Это дало ему право говорить о том, что уход в нирвану не обязательно должен быть безвозвратным. Поднявшись до супраментального плана бытия он не только осознал, что существуют супраментальные планы еще более высокие, чем тот, который был осознан древними мудрецами и в который он вошел, но этим самым он трансформировал свое сознание в супраментальное. Это был очень важный шаг, который, к сожалению, в свое время не сделали Риши-Ангирасы. Дело в том, что в духовной работе есть такая особенность: человек, идущий духовным путем может видеть направление следующего шага только тогда, когда завершен шаг предыдущий. Поднявшись до супраментального плана, Шри Ауробиндо увидел отражение этого плана в плотной материи не только своего тела, но и материи Земли. И он увидел, что нельзя отделить планы Земли от планов материи человеческого тела, что все является единым полем работы. И тогда его цель изменилась – он стал работать не только для своей родины – Индии, но для всего человечества.

Все планы бытия, которые есть в тонких мирах Вселенной, есть и в плотной материи. Так что фраза: "что вверху, то и внизу" отражает истинные знания. Предстоящая супраментальная эволюция человека по своей значимости сравнима только с переходом от мертвой материи к появлению жизни на Земле. Тогда была не просто эволюция, при которой одни формы жизни трансформировались в другие, более совершенные формы, пока, наконец, не возник на земле человек. Это был переход к совершенно новому принципу бытия. Так же и теперь, когда человек остановился у порога своей новой трансформации в существо, в котором будут выражены совершенно новые, не свойственные прежним формам жизни принципы. Шри Ауробиндо в течение всей своей жизни работал по созданию моста между супраментальным планом бытия и супраментальной субстанцией материи человеческого тела. Для этого он в своей работе, словно по ступеням поднялся до супраментального плана, последовательно трансформируя свое сознание, и только после того, как эта последняя супраментальная трансформация сознания была завершена, он вошел в материю своего тела, чтобы пробудить в нем супраментальную субстанцию. Другого пути для выполнения этой работы не существовало. Нельзя пробудить супраментальную субстанцию, какими бы то ни было другими средствами.

Мы уже говорили о том, что какие бы то ни было существующие пределы во Вселенной в действительности являются нашей иллюзией, так как они только подтверждают пределы восприимчивости нашего сознания. Мы должны знать, что не существует пределов, по одну сторону которых жизнь, а по другую – смерть. И не существует границ между живой материей человеческого тела и материей Земли. Поэтому, говоря, что Шри Ауробиндо ввел в свое тело супраментальные вибрации, которые уже были присущи его сознанию, мы имеем в виду, что Шри Ауробиндо ввел эти высочайшие вибрации в материю Земли
Проводя исследования внутри материи своего тела, человеку кажется, что это он сам определяет направление активности своего сознания, но со временем он начинает осознавать, что это направление не определяется ни его желаниями, ни его волей. И чем больше он будет искать в своем поле осознания, что принадлежит ему и что принадлежит более высокому сознанию, тем с большим удивлением будет обнаруживать, что он как индивидуальность в этой работе отсутствует, поэтому ни восприятие, ни осознание, ни направляющей его собственной воли, просто не существует. Она остается на поверхности проявленной части человеческого существа. Мало того, продолжая исследования самого себя, человек может обнаружить, что его физическое тело необходимо не только как средство существования в этом материальном мире, но и как путь его эволюции, а то, что он прежде считал себя самим собой – это только иллюзия.

Пребывая в поле осознания можно понять, что именно оно, осознающее, создает органы восприятия у всех форм жизни, и оно же создает эти формы. Оно знает, в чем нуждаются живые организмы и делает их способными воспринимать то, что для них необходимо. Но если вы попытаетесь найти пределы этого осознающего поля, то навряд ли найдете их, потому что этим осознающим полем являетесь одновременно вы сами и нечто неизмеримо превосходящее вас. Исследование самого себя может привести к осознанию, что более важно искать не пределы сознания, а осознавать его восходящие уровни, начало каждого из которых, находится в нас самих. Для этого необходимо научиться воспринимать в полном внутреннем безмолвии и неподвижности. У некоторых людей, при такого рода работе, происходит бесконечное расширение сознания, в котором все проявленное осознается в своем бесконечном разнообразии, как поверхностная рябь неизъяснимого Божественного океана. Тогда человеческое "я" и все сущее во вселенной – это только сознание, которое никогда не имело своего начала, сознание, которое породило все и является всем. Сознание, которое воспринимает самого себя и для этого оно имеет свои внутренние и внешние средства. Под внешними средствами я здесь понимаю физический проявленный мир и все живое, обитающее в нем. Все является сознанием и все является опорой, или исходной точкой для осознавания. Люди привыкли воспринимать мир той частью внимания, которая привязана к физическому телу, назовем эту часть – внешним вниманием, хотя каждый человек имеет еще и внимание внутреннее, неизмеримо более богатое и бесконечное в своих возможностях.

Когда однажды Шри Ауробиндо сказал: "исследуйте себя беспощадно", он, вероятно, имел в виду, что какие-то части человеческого существа будут сопротивляться этому исследованию и это сопротивление человек может осознавать как нежелание делать эту работу, неуверенность в том, что она может быть сделана и даже прямое сопротивление этой внутренней работе. При этом человек может думать, что для таких исследований требуется выделять специальное время, а внешние обстоятельства складываются так, что ни одной свободной минуты, и человек жалеет себя, предполагая, что эту работу он сделает когда будет более свободным. Но такое время никогда не придет, потому что внешний мир цепко держит в своих руках каждого человека. Для человека в современном мире внутренняя работа должна выполняться в тех условиях, в которых он находится, и тогда внешние обстоятельства будут постоянной подсказкой, в каком направлении на внутреннем пути должен двигаться духовный искатель.

Есть одно очень важное следствие духовной работы человека: все, что сделали риши на этом пути в глубокой древности, то с чем приходили духовные учителя к людям, все, что сделал Шри Ауробиндо для людей, отдав этому всю свою жизнь, становится достоянием всего человечества. Здесь не имеется в виду, что это вошло в духовную историю человечества, но изменило расстановку сил в самой материи человеческого тела и даже материи Земли, что вызывает сопротивление сил, для которых эволюция человека может поставить предел их собственному существованию. Сегодня мы являемся свидетелями результатов их усилий в человеческом мире. И нам кажется, что положение стало совершенно безнадежным, что человечество погрязло в разврате, лжи и насилии. Мы помним, что прежде, еще до возникновения современной цивилизации на Земле уже существовало много других цивилизаций, которые прекратили свое существование, то у нас возникает мысль, что современное человечество так же пришло к своему пределу. Невольно возникает мысль, что недалеко то время, когда измученная человеком Земля сбросит этого паразита со своей поверхности. Но не все так безнадежно для человечества, как это кажется на первый взгляд. Земля делала много попыток подготовить человека к переходу его от "человека разумного" к "гностическому существу", но прошлые цивилизации не пошли тем путем, который был необходим для выполнения человеком своего предназначения. Для современной цивилизации апокалипсиса, который может привести ее к уничтожению, не будет, потому что тот шаг, к которому вела высшая природа человека – сделан. Древние риши открыли супраментал, а Шри Ауробиндо соединил его с материей своего тела и материей Земли. И в настоящее время идет интенсивный отбор тех, которые должны сделать этот шаг, и проявление всего, что не должно участвовать в дальнейшей духовной эволюции.

Опубликовано