Внешняя Вселенная отражается в нас, проходя через призму нашего эго. Поэтому внутренняя вселенная – это искаженная копия Вселенной внешней. Что извращает эго, когда внешняя реальность через органы чувств входит в наше сознание? Оно может извратить что угодно, и в первую очередь извратить значение объектов, и отношение к ним человека. Нет ни одного объекта внутренней вселенной, который был бы просто отражением внешней реальности. Обязательно, на каждый отраженный объект, эго навешивает свою характеристику, которая всегда не соответствует реальности.
Внутреннюю вселенную можно представить как солнечную систему, в центре которой находится не такой значимый объект, как наше дневное светило, а чаще всего человеческое "я" или эго. Объектами, которые вращаются вокруг центра внутренней вселенной, являются не планеты, а всевозможные значимые для человека идеи и материальные ценности. И, кроме того, между объектами, на какой бы орбите они ни находились, существует определенная атмосфера взаимоотношений, которая опять-таки, определяется эго.
В действительности, внутренняя вселенная – это и есть личность человека с ее психологическими особенностями, ее стремлениями, предпочтениями и ее отношениями, как к внешнему миру, так и к самому себе. Таким образом, структура внутренней вселенной имеет особенности, совершенно не свойственные Вселенной внешней. Во-первых, центром внутренней вселенной чаще всего оказывается сам человек, а все объекты ее располагаются по орбитам, в зависимости от их значимости для человека. На самой ближайшей орбите могут находиться самые значимые для человека люди, интересы, желания и предпочтения. Но на близких орбитах могут быть и неприятные объекты. Например, там может находиться зависть, ревность, страх смерти и еще множество других неприятных ожиданий, реакций, отношений. И еще, на близкие орбиты попадает все внезапное, очень яркое, как по своей значимости, так и по своей силе.
Во-вторых, в отличие от внешней Вселенной, внутренняя вселенная подвержена постоянным изменениям, потому что непрерывно взаимодействует с внешними обстоятельствами и в то же время зависит от эмоционального состояния человека. Спектакль взаимодействия вселенных происходит внутри человеческого существа, потому что любые внешние события человек осознает только тогда, когда они отражаются внутри него. Там, внутри его сознания, на орбитах внутренней вселенной, происходят встречи, открытия, сражения с их победами и поражениями, и там же во внутренней вселенной создаются обстоятельства для выбора пути. Что изберет для себя человек – путь внутренний или внешний, что он сделает главным в своей жизни – все эти важные для человека события происходят внутри него. Чем ближе орбита внутренней вселенной располагается к ее центру, тем в большей мере внимание человека приковано к тому, что на этой орбите находится. Внимание может быть обращено и к объектам, располагающимся на более отдаленных орбитах, но это происходит значительно реже, а уж те, которые располагаются на окраинах внутренней вселенной, можно сказать, что они для человека не существуют, в лучшем случае он вспоминает о них очень редко.
Что определяет дистанцию объектов от центра внутренней вселенной? Ответ на этот вопрос очень важен, так как для человека всегда является предпочтительным то, что ближе всего находится к центру внутренней вселенной. Одной из сил, определяющих дистанцию объектов от центра внутренней вселенной, является человеческая воля. Используя ее, человек может передвигать объекты по своему усмотрению с ближних орбит на самые отдаленные, этим самым, снимая остроту каких-либо психологических или социальных проблем. Возможен и обратный процесс, когда человек, что-либо второстепенное, находящееся на дальней орбите, переместит на ближайшую к центру орбиту. Но, нередко возникают ситуации, когда какие-либо объекты внутренней вселенной вопреки человеческой воле перемещаются сами по себе не только на ближайшую к центру орбиту, но и на периферию внутренней вселенной.
Этому есть несколько причин. Первая причина – это океан несознательного, в котором плавает остров человеческого сознания. Этот остров является производным океана несознательного. Здесь будет уместно упомянуть, что несознательное – это то, что находится за пределами человеческого восприятия. Современный человек средних способностей может воспринимать только какую-то определенную полосу частот реального мира, все остальное не воспринимается и не осознается им. Но не следует этот океан несознательного воспринимать как что-то однородное, не имеющее структуры. Напротив, в пределах Земли в этом "океане" можно выделить множество "морей", каждое из которых содержит в себе характеристики конкретного народа. Поэтому, несознательное китайца или грузина, или человека какой-либо другой расы или национальности – не является одним и тем же – у каждого народа есть свое несознательное. Но, если нам удастся пройти через слой несознательного, в котором заложены особенности какого-либо определенного народа, то мы войдем в несознательное всего человечества или даже несознательное ноо-сферы Земли.
На поверхности этих уровней несознательного находится несознательное личностное. В нем присутствует все, что воспринимал этот человек в своем раннем детстве и то, что было вытеснено туда в более поздний период его жизни, как нечто непозволительное. Такого рода вытеснение происходит в течение всей жизни человека, потому что его социальное окружение имеет свои правила, которые не всегда совпадают с его личными стремлениями и побуждениями. В связи с этим, фасад личности человека и то, что находится за пределом ее фасада, могут значительно отличаться друг от друга.
Возвращаясь к внутренней вселенной, мы находим, что коллективное и личностное подсознательное находятся на отдаленных ее орбитах, и влияют на человека, находящегося в центре своей вселенной, как предрасположенности, смутные влечения, желания и особенности его характера. И есть еще один источник влияний, который находится в сердце человека – это его истинное "Я", бессмертная душа, которая влияет на отношение человека к окружающей его реальности, на каких бы орбитах внутренней все-ленной она ни была представлена. Кроме того, на коллективное и личностное несознательное влияют всевозможные силы ментальных и витальных миров, этим самым вызывая у человека определенные предрасположенности. Но тогда, что такое человек, который находится в центре внутренней вселенной? В подавляющем большинстве своем, человек – это эго, которое владеет физическим телом, виталом и менталом. Оно почти всегда является дирижером и в то же время контролером, определяющим какие влияния для него в определенных ситуациях предпочтительнее. Но в состав человека входит еще и его сознание, которое по своему предназначению должно быть верховным управляющим всем человеческим существом и в то же время посредником между проявленным миром и истинным "Я" человека. Это одна из причин, почему всевозможные эмоции и побуждения в первую очередь пытаются захватить сознание человека. Кто владеет сознанием, тот владеет исполнительной внешней частью человеческого существа. И это помогает осознать, что позади различного рода эмоций, влечений, побуждений стоят сознательные силы, которым известно что, захватив сознание человека, они этим самым могут подчинить его своей воле и сделать своим послушным инструментом.
Для того, чтобы стало понятно, каким образом какие бы то ни было влияния могут захватить сознание человека и что может человек противопоставить им, нам необходимо рассмотреть некоторые аспекты человеческой воли, о которой мы упоминали выше. Воля человека принадлежит его сознанию, фактически она является одной из его функций. Но, несмотря на это, управление волей может принадлежать не только человеку, потому что все, способное привлекать его внимание, пользуется энергией его воли. В большинстве своем человек ничего не знает об этом. Силы низшей природы, манипулируя вниманием человека, забирают у него энергию и этим самым привязывают его к материальному миру. Современная цивилизация предлагает человечеству, как высшее свое достижение по пути прогресса, идею потребления. При этом она предлагает бесконечный выбор того, что можно потреблять. В этой "потребительской корзине" находятся продукты, товары, яхты и воздушные лайнеры, в ней вы можете найти футбольные команды и корпусы депутатов государственной и еще какой угодно думы, там вы можете найти премьеров и президентов, рядом с которыми геи и гейши, голубые, розовые и еще каких угодно расцветок, например, оранжевых. В этой же корзине занимает одно из рядовых мест честь, достоинство, совесть, патриотизм, чувство долга, ответственность и еще многое другое. Здесь же разместились религии вместе со служителями культа и культуры народов с исполнителями, которые могут принадлежать совсем другим, чуждым этому народу национальностям. И все это покрыто сверху патокой удовольствий, наслаждений и удовлетворением приобретенного. У человека от этого обилия начинает рябить в глазах, затем на них навертываются слезы, потому что он начинает понимать, что "по одежке следует протягивать ножки", и он догадывается, кому из этого обилия достанутся корешки, а кому – вершки и, сле-довательно, "всяк сверчок знай свой шесток".
Но дело даже не в том, что из этой потребительской корзины человеку достанется, дело в его сознании. Когда вокруг человека много ярких привлекательных вещей, на которые он по каким-либо причинам вынужден обращать внимание или же делает это с большим удовольствием, то все, на что он обращает свое внимание отбирает у него энергию. Но, этого не происходит, если человек без восторга, особого интереса и почти что безразлично смотрит на все это пестрое разнообразие. В таких случаях низшая природа для таких людей приготовила другие способы привлечения их внимания, – она создает им проблемы. Уж на проблемы то они никак не могут не обращать внимания, потому что проблемы – это препятствия, не преодолев которые, невозможно двигаться дальше. Но для того, чтобы преодолевать проблемы нужна воля. Проблемы всегда направлены в будущее, но решать их приходится в настоящем. Возможно, для человека они начались внезапно, и он осознает их не в каком-то будущем, а прямо сейчас. Хотя, все равно, любая проблема продолжается в будущее, и чтобы преодолеть ее человек должен уметь предвидеть. Таким образом, для того, чтобы воля была действенной, необходимо предвидение. Другими словами, воля должна содержать в себе способность понимания происходящего, в котором она должна находить наиболее адекватное направление для приложения своих усилий. И здесь мы приходим к проблеме восприятия, без которого невозможно осознание происходящего. Конечно же, восприятие также зависит от воли человека, потому что человек может воспринимать только то, на чем хотя бы на короткое время остановится его внимание, а внимание управляется волей. Таким образом, можно сказать, что наиболее важной функцией сознания является его направленная воля, направление усилий которой определяется вниманием человека. Но направленное внимание без восприятия слепо. Сле-довательно, должен быть тот, кто управляет через канал внимания восприятием.
Здесь мы обнаруживаем очень важный элемент, который все время ускользал он нас, прикрываемый внешними проявлениями сознания. Этим важным элементом является знание, без которого не может существовать направленность внимания, а усилия воли будут хаотичны. Чтобы понять, где в человеке находится источник знания, и каково его предназначение, необходимо вернуться во внутреннюю вселенную человека.
Как мы уже говорили, в центре внутренней вселенной человека чаще всего находится он сам, а вокруг него по орбитам располагается вся его внутренняя вселенная. Она может быть маленькой и примитивной и может быть неопределенно большой, внешние границы которой размыты. На ближайшей орбите находится все, что наиболее привлекательно и важно для человека. По мере удаления орбит объекты, которые на них находятся, теряют свою важность. На периферии осознания, там где-то на его окраинах, они становятся полностью неосознаваемы человеком. При грубой восприимчивости сознания, человек способен воспринимать только то, что находится на ближайшей к центру внутренней вселенной. Если восприимчивость человека по каким-либо причинам возрастает, он приобретает способность воспринимать объекты на более далеких орбитах своей внутренней вселенной. При этом меняется принцип восприятия внутренней реальности. Так, если внимание человека собиралось в фокус, чтобы на вершине его воспринимать объекты, находящиеся на ближайшей орбите, то чем дальше от центра внутренней вселенной находятся объекты, тем более расплывчатым становится фокус восприятия. Теперь он уже не имеет вершины и скорее похож на пятно, которое расширяется по мере удаления от центра.
Исходя из всего сказанного, можно подумать, что внимание человека подобно флюгеру, меняющему свое положение в зависимости от направления ветра, и концентрируется на том, что наиболее ярко и привлекательно. Но тогда человек должен быть подобен перекати-полю, не имеющему опоры во власти ветра. В действительности, в человеке есть часть, несущая в себе абсолютные знания, которая и делает его человеком. Эта часть скрытого человеческого сознания в его истинном "Я", одновременно осознает всю внутреннюю вселенную человека, которая содержит в себе не только его прошлое, но и его будущее и выходит за их пределы, и в то же время содержит их в себе одновременно.
Внутренняя вселенная человека – это поле его значимостей, связанное с проявленным миром, которое существует "здесь и сейчас". Это совсем не значит, что прошлое и будущее – не проявлены. Они также проявлены, как и реальность, которая существует "здесь и сейчас", но человеческое сознание не способно к осознанию этой реальности и относит ее или к прошлому, или к будущему. Основная проблема заключается в той части сознания человека, которая воспринимает проявленный мир. Это внешнее сознание изначально должно быть посредником между проявленным миром и сознанием истинного "Я", но волею судьбы однажды было отделено от своего источника и господина, и человек с тех пор стал воспринимать реальность этого мира только в настоящем времени. Прошлое для него стало памятью былого, а будущее – его предположением и надеждой. Можно сказать, что человек забыл свое прежнее, объемное видение и из всей бесконечности способен осознавать только тонкий срез настоящего. Такого рода осознание связано с тем, что человек через свое восприятие способен только прикасаться к внешней стороне объектов, но не проникать в них. Сознание истинного "Я" проникает за тонкую оболочку настоящего, которая служит границей между временами и в связи с этим имеет непосредственное знание возможного будущего. Оно должно управлять волей человека, оперируя его вниманием, потому что оно знает будущее, к восприятию которого и действию в нем должен быть готов человек в настоящем. Но у большинства людей влияния истинного "Я" на их внешнее сознание настолько незначительно, что они оказываются под преимущественным воздействием всевозможных желаний и побуждений, которые создаются или эмоциональными внутренними состояниями, или же всевозможными внешними причинами. В этом случае можно сказать, что не дирижер управляет оркестром, а оркестр навязывает дирижеру свою партитуру.
Здесь мы рассмотрели обстоятельства, в которых приходится выполнять свою работу духовному искателю на внутреннем пути. Нам понятно, что в тех случаях, когда всевозможным влияниям низшей природы удается заставить звучать внешнее сознание человека в унисон своим собственным, то это приводит человека к зависимости от этих влияний. Одна из духовных практик в том и состоит, чтобы подняться над всевозможными влияниями низшей природы, откуда бы они ни шли, изнутри или из внешнего мира. Это, в конечном счете, приведет к независимости от низшей природы и изменит значимость объектов, расположенных на ближайшей к центру орбите внутренней вселенной. Значимость этих объектов из первостепенной станет второстепенной и, следовательно, влияние их на внешнее сознание человека значительно уменьшится. Есть и другой способ, при помощи которого можно в значительной мере ослабить влияние всевозможных объектов, которыми пользуется низшая природа, для оккупации человеческого сознания. Можно переместить наиболее привлекательные объекты внутренней вселенной на самую отдаленную орбиту. Это люди делают интуитивно, когда хотят отдохнуть от проблем, – они уезжают куда-нибудь от них подальше или же откладывают тем или иным способом решение своих проблем на будущие времена.
Исходя из того, что было сказано выше, становится понятным, что люди относятся к окружающей их реальности, в соответствии со структурой своей внутренней вселенной. И так как большинство из них не имеют своего собственного направления в жизни, которое опиралось бы на знания, то находятся под полным влиянием внешних идей и обстоя-тельств.
При желании человек может многое изменить в своей жизни, в первую очередь изменив самого себя. Для этого он должен осознать свои наиболее острые проблемы и качества своей личности, которыми он недоволен и захотел бы изменить их. Визуализируя свою внутреннюю вселенную, которая, еще раз повторяю, может быть по структуре похожа на солнечную, человек размещает на ближайшей к нему орбите все свои проблемы и нежелательные качества своей личности. Пусть все это выглядит как планеты в миниатюре, расположенные на этой орбите. Желательно, чтобы такого рода планеты были окрашены в темные цвета в соответствии со значимостью проблем и своих личных качеств, от которых человек хотел бы освободиться. На каждой из "планет" следует изобразить название проблем или психологических качеств. Затем нужно представить, что вы переместили их на самую далекую орбиту, где их практически не стало видно. Если человек усилием воли удалит этот объект на более отдаленную орбиту, то этим самым он значительно уменьшит его влияние, или даже совсем избавится от его воздействия. И это необходимо делать несколько раз, так как объекты внутренней вселенной инертны в своем положении и стремятся вернуться на свои прежние позиции, как только предоставляется для этого возможность. Для того, чтобы проблемы, или нежелательные качества не вер-нулись необходимо, кроме повторных сеансов удаления, освободившееся место на ближней орбите заполнить желательными для вас объектами. Лучше всего, если эти объекты будут противоположного значения тем, которые удалены на дальние позиции внутренней вселенной.