Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Связь активности чакр с проявленными планами сознания

--

Когда мы говорим о планах (уровнях) сознания, как отдельного человека, так и группы людей, то часто можно слышать: "высокие отношения", "низкий поступок". Обычно с такими формулировками мы соглашаемся, но часто хочется сравнить события в различных ситуациях, а без понимания признаков это сделать трудно, даже при хорошо развитой интуиции. Данная заметка предлагает привести различные жизненные ситуации в соответствие с существующей в Веданте традицией описания центров сознания человеческого тела – чакр, и соответствующих им эволюционных уровней (или планов) сознания. Поскольку чакры находятся в тонком теле, ниже приводится их проекция на физическое тело и характерные проявления в реальной жизни.

Обычно описывают семь основных чакр:

1. Муладхара-чакра — центр физического сознания, расположена в районе промежности-копчика и связана с существованием физического тела. Ситуационно – жизнь или смерть, ключевое слово – выживание.

2. Свадхистхана-чакра — нижний витальный центр, располагается в районе лобка и связана с удовлетворением основных жизненных потребностей. Ситуационно – потребление, физиологические удовольствия, секс. Ключевое слово – процветание.

3. Манипура-чакра — высший витальный центр, соответствует солнечному сплетению в физическом теле и через нее осуществляется волевое управление внешним миром. Ключевое слово – могущество.

4. Анахата-чакра — эмоциональный центр, находится на уровне сердца, отвечает за наши высшие эмоции. Ключевое слово – любовь (мудрость сердца).

5. Вишудха-чакра — заведует внешним разумом, расположена на уровне горла, отвечает за речь, различные творческие способности, мастерство. Ключевое слово – совершенство.

6. Аджна-чакру — центр воли, внутреннего видения, активной мысли, иногда называют третьим глазом, она расположена между бровей, соответствует высшим ментальным способностям. Ключевое слово – различение (добра и зла).

7. Сахасрара-чакра — заведует высшими областями разума, находится над макушкой головы и осуществляет связь с Высшими силами, управляющими человеком. Ключевые слова – Божья воля.

 

К ситуациям муладхара-чакры следует отнести все, что связано с рождением, смертью, проблемами физического выживания. Например: война, космический полет, погружение с аквалангом. Все ситуации, где человек стоит на пороге жизни и смерти или приближается к нему, а так же забота о своем физическом здоровье и безопасности.

Новорожденный младенец, только что появившийся на свет, имеет уровень развития и отношения с внешним миром, соответствующие муладхара-чакре. Здесь личные возможности весьма невелики и человек (в данном случае – ребенок) очень сильно зависит от благосклонности к нему внешнего мира. В ближайшем будущем он, при отсутствии критических ситуаций в жизни, перейдет на уровень свадхистхана-чакры, т.е., миновав все опасности первых дней жизни, будет заниматься потреблением и усвоением всего необходимого для жизни и расти, чем и будет радовать родителей. Если же последних у него по какой-нибудь причине не окажется, то он гораздо дольше будет проходить путь между муладхарой (его все-таки кормят и как-то ухаживают за ним) и свадхистханой, не дотягивая до последней иногда очень долго. Понятно, что в этом случае внешний мир не очень радуется такому младенцу. Соответственно, направляет в его сторону меньше жизненных благ и мало заботится о благополучии такого человека.

Когда ребенок в своем развитии переходит на уровень свадхистхана-чакры, то это совсем не значит, что он полностью оставил свою предыдущую ступень развития, наоборот, она будет все больше раскрываться в нем и в последующие годы его жизни, – он просто дорос до следующей чакры, но опорой его жизни во все последующие его годы будет оставаться муладхара-чакра.

Другой пример – опасное путешествие. Человек с правильно проработанной муладхара-чакрой соберет, по возможности, полную информацию о возможных опасностях и специально позаботится о средствах спасения и мерах безопасности.

Одним из искушений муладхары являются жертвоприношения, т.е. чья-то жизнь, отданная вместо моей.

 

Сильное включение свадхистхана-чакры дает ситуацию, когда жизни ничего не угрожает и можно в спокойной обстановке сытно и вкусно пообедать, поговорить об успехах подрастающего ребенка в детском саду, или приобрести жене новое платье или шубу – в зависимости от достатка. А так же заняться сексом, не думая о каких-либо последствиях. Однако не надо думать, что на свадхистхане не существует проблем. Проблемы есть всегда и везде. На данном уровне возникающие проблемы в основном связаны с потреблением и возобновлением источников благосостояния. Например, работа для обеспечения пропитания. Но в современном мире работа, обычно, предполагает наличие определенной квалификации и поэтому идет по более высоким чакрам, а соответственно и оплачивается так, что остаются какие-то средства на расширение сознания и могущества в этом мире. Примером может быть, поездка на курорт с освоением дайвинга или покупка мотоцикла.

Одно из главных искушений свадхистханы – желание остановиться в развитии и заняться получением простых удовольствий. Примером этого могут послужить алкоголики, удерживающиеся близко к социальному дну, но не опустившиеся полностью. Современный город дает возможность не умереть от голода. Однако желание не заниматься систематическим трудом, но получать минимум удовольствий приводят к тому, что такой человек не удерживается на рабочем месте, чаще всего из-за пьянства. А дорогу вниз по социальной лестнице искать не надо – она всегда под ногами. Эволюционный путь человека, однако, лежит вверх.

 

В современном кришнаизме Прабхупады утверждается, что в процессе реинкарнации, душа последовательно воплощается то в теле человека, то в теле животного. Это ошибка. В различных воплощениях человек проходит разные жизненные обстоятельства, и может, соответственно, занимать различные ступени социальной лестницы. В зависимости от готовности души познать мир с новой стороны, происходит рождение в соотвествующих обстоятельствах, в то время и в таком месте, где возможно наилучшее получение необходимого опыта. Эти обстоятельства могут и поднять человека и опустить. Поэтому, проработав, например, муладхара-чакру, т.е. приобретя определенный опыт и научившись жить в критических условиях в течение ряда воплощений, душа получает возможность сделать следующий шаг в совершенствовании сознания и подняться на следующую чакру. Но иногда, для получения недостающего опыта или в связи с необходимостью отработки появившихся кармических долгов приходится возвращаться на более низкий эволюционный уровень, например на муладхару. А эволюционный путь человека со свадхистханы лежит на манипуру.

 

Впервые манипура-чакра включается у ребенка, когда он говорит или хотя бы решает: "Я сам!". Принятие ответственности за свои решения и действия, включение собственной воли – свидетельствуют о том, что работает личная манипура. Однако многим чаще приходится исполнять чужую – личную или коллективную волю. При этом своя манипура находится под управлением чужой воли, которую воспринимает как свою. В этом случае происходит согласование личной и управляющей воли и энергии. Если эволюционный уровень семьи достигает манипура-чакры, то такая семья начинает активно воздействовать на окружающих, становясь своеобразным центром для многих людей. Пример – семья Льва Толстого. Факторы, определяющие работу семейной манипуры – поместье, значительные денежные средства, широкая известность.

Манипура начинает работать на полную мощность, например, когда генерал, изложив диспозицию подчиненным офицерам, приказывает: "Выполнять!". Понятно, что дальше начинаются активные действия, ибо задачи поставлены, импульс воли передан подчиненным и все приходит в движение.

Искушением манипуры может являться желание силовыми методами решить все вопросы. Например, умыкнуть невесту, не спросив ее согласия, по принципу: "Стерпится – слюбится!". Или же уговорить последнюю, представив неопровержимые доводы, типа: "Я сильнее и богаче других, значит я более достоин твоей руки! И вообще, ваша семья должна мне кучу денег!". Это ложный путь, ибо можно человека заставить сделать что-то против его воли (силой или уговорами), но "Сердцу не прикажешь!" Здесь народная мудрость очень точно показывает, что истинное направление развития человеку указывает сердце. И в ситуациях выбора человеку лучше слушать Его голос, ибо через сердце с человеком говорит не его эгоизм, а Создатель. И Ему виднее, как лучше поступить человеку на его, человека, эволюционном пути. Однако тихий голос сердца очень часто тонет в громовых раскатах внутреннего или коллективного эгоизма, процветающего на манипуре и советующего поступить "как все" или "как выгоднее". Но часто это дорога, ведущая снова вниз.

 

В те периоды жизни, когда все, что связано с текущими сюжетами муладхары, свадхистханы и манипуры, пройдено, а энергии еще много, появляются возможности для сильного включения анахата-чакры. В этом случае к человеку часто приходит любовь. Если рядом окажется подходящая (а иногда не очень) кандидатура, то жизненный сюжет может дополниться свиданьями, дарением букетов, совместным посещением мест культурного досуга с последующими прогулками и объяснениями в любви. В этих ситуациях люди часто пишут стихи, а личности творческие получают превосходную возможность для создания новых произведений, посвященных радостям жизни.

Сильным искушением в данном случае является желание использовать приятные ощущения, сопровождающие раскрытие анахата-чакры, как основание для получения известных удовольствий от предмета любви. Однако Абсолютом это предполагается далеко не всегда.

Проблема выбора и задачи на энергетике анахаты значительно сложнее, чем на энергии манипуры. Когда к человеку приходит любовь, часто бывает уместно и необходимо соединение двоих в пару, будь это супружество или любовные отношения. В случае соединения, даже временного, на высокой общей энергетике возможно решение задач, которые не под силу каждому в отдельности или даже вместе, но при каких-либо других отношениях. Такие задачи человеком осознаются с трудом, а их выполнение часто воспринимается, как неожиданные и побочные явления.

Если при таком развитии отношений люди не фиксируют свое внимание только на получении удовольствий, предоставляемых друг другу, а решают и прочие совместные и индивидуальные задачи, то можно говорить о совместной эволюционной работе. Впрочем, этим направлением больше занимается Тантра.

А мы рассматриваем общий эволюционный процесс и человек, достигший этого уровня сознания, к данной ситуации обычно подготовлен всем своим прошлым. Но здесь начинает сильно проявляться профанация видимых процессов и явлений. Например, для молодой супружеской пары энергетика анахаты позволяет долго закрывать молодым людям глаза на не решенные жизненные проблемы. Но эти проблемы имеют свойства "черных дыр", через которые энергия уходит неведомо куда. А жизнь может потом предоставить другую возможность и силы для решения таких задач, а может и не дать этого.

 

 

Жизненные сюжеты, связанные с творчеством, особенно в профессиональном плане, решается в значительной мере на энергии вишудха-чакры. Здесь проявляется мастерство, которым человек владеет или овладевает. Впрочем, если человек просто творчески относится к своему труду, это значит, что вишудха-чакра работает и человек развивается. Для ребенка первые включения вишудха-чакры происходят, когда он учится говорить. Для художника, пишущего картину, необходимо наличие соответствующих материальных средств, которые дает проработанная свадхистхана, и мастерства – вишудха. А у летчика, искусно ведущего воздушный бой, должно быть мастерство – вишудха, сильная воля и энергия – манипура и хорошо проработанная муладхара, что позволяет избежать смерти и победить в смертельно опасной ситуации.

Одним из искушений вишудхи может являться сознательная подмена понятий, когда для достижения своих (личных или коллективных целей) целей человек использует термины одной чакры для обозначения понятий, проходящих под влиянием других чакр.

Характерным примером служит хорошо известное выражение "заниматься любовью". Здесь видна апелляция к анахате (слово любовь) и манипуре (слово заниматься), но обычно имеет ввиду секс – понятие свадхистханы. Впрочем, когда двое любящих друг друга сливаются в страстных объятиях, слово "секс" для обозначения их отношений подходит плохо, ибо показывает только видимую, формальную сторону действий. Вообще, отношения между людьми, в том числе и сексуальные, могут происходить под влиянием разных чакр, включающихся в разных вариантах.

 

Часто оказывается, что какой-либо жизненный сюжет повторяется через некоторое время и человек ведет себя в нем точно так же, как прежде. Это может оказаться неправильным, т.к. полного повторения в природе не происходит, ибо это противоречит смыслу эволюционного процесса. Когда повторяющиеся фрагменты данного сюжета будут отработаны и осознаны, такой сюжет станет не нужным и его повторение, обычно, прекращается или теряет свою значимость, становясь чем-то второстепенным. Поведение в такой ситуации зачастую связано с анализом и выбором в конкретных жизненных обстоятельствах, что требует активной мыслительной деятельности и воли, внутреннего видения и формирования ментальных форм и образов, и осознанием себя в них. И все это происходит под управлением аджна-чакры.

Эта чакра включается впервые тогда, когда человеку предстоит первый самостоятельный выбор и оценка ситуации. На разных этапах жизни и у разных людей она включается по-разному, в зависимости от текущего уровня сознания. То, что является благом для человека с сознанием уровня свадхистханы, может являться злом для того, чье сознание несет вибрации анахата-чакры.

Примером может служить ситуация с приобретением чего-либо. Человек, чье сознание не поднимается обычно выше свадхистханы, может не задумываться о способах приобретения имущества и обзавестись, например, вещью при сомнительных обстоятельствах. А к человеку с сознанием уровня анахаты необходимый предмет может придти сам, почти без приложения серьезных усилий. Просто в таком случае человек может оказаться в нужное время в нужном месте, и обстоятельства будут ему благоприятствовать. Для человека, чей обычный уровень сознания достигает анахата-чакры, уже небезразличен способ и сопутствующие обстоятельства приобретения чего-либо. Если в первом случае аджна-чакра включается очень слабо, то во втором уже оценка по принципу добро-зло обычно бывает весьма строгой, и такому человеку легче отказаться от неправедно приобретенной вещи, чем пользоваться ею. Здесь морально-этическая оценка ситуации должна базироваться на велении сердца, а не на поверхностном ментальном анализе происходящего, что и является одним из искушений Аджна-чакры.

 

Для человека с высоким уровнем сознания в ситуациях жизненного выбора важнейшую роль играет совесть. Однако по наблюдениям автора в современных произведениях литературы, кино, театра и в средствах массовой информации слово "совесть" за последние полтора-два десятка лет практически исчезло. В языке народа это слово также стало употребляться очень редко, что свидетельствует о своеобразном регрессе массового сознания и перемещении акцентов в сторону ментальной оценки происходящего. Вдобавок идет постоянный процесс подмены понятий с явной целью манипулирования сознанием населения. А сильное социальное расслоение по признаку материального достатка стимулирует понижение уровня как массового, так и индивидуального сознания.

Здесь уместно сказать, что у любого человека время от времени включаются более высокие чакры, транслируя импульсы энергии высших вибраций, из более тонких (высоких) миров. Это знакомо многим как озарения. Они обычно не продолжительны, но впечатление от этого очень сильное. В этом случае человек нередко получает какое-либо откровение, но из-за сосредоточенности на внешнем мире почти никто этого не осознает. При этом часто происходят события, сильно влияющие на всю последующую жизнь.

 

В отношении сахасрара-чакры можно заметить только то, что не будучи просветленным трудно, если вообще возможно, внятно говорить о Божьей воле, ибо она постигается сердцем, а не умом, и перевести смысл ее на обыденный язык задача крайне трудная. Автор для себя выяснил, что она существует, но пути ее постижения, а особенно передачи другим – это удел не многих.

Ситуация с явными признаками Божьей воли может развиваться на фоне действия любой чакры и часто выглядит, как чудо.

Пример. При катастрофе самолета, упавшего с большой высоты, гибнут все пассажиры и экипаж, но остается жива одна стюардесса, не предпринимавшая ничего для своего личного спасения, а занимавшаяся своей непосредственной работой до момента катастрофы. Никакие эксперты не смогли понять, почему и как при катастрофе ей одной удалось спастись и даже почти не пострадать. Автор усматривает в этом именно и только Божью волю, когда среди полутора сотен человек, чей срок жизни истек, в столь трагических обстоятельствах одна единственная жизнь оказалась сохранена без видимых усилий со стороны человека. Объяснить с обычных ментально-логических позиций это событие почти невозможно, как невозможно понять умом, почему жизнь была сохранена именно ей, а не кому-нибудь другому.

Искушением сахасрара-чакры может являться желание предстать перед другими, как пророк или мессия. В современном мире примеров для этого много, тем более, что всегда есть легковерные люди, готовые отдать свою волю, а иногда и деньги, новоявленному "посланнику бога", а на самом деле ловкому жулику, о чем написано еще в Новом завете.

 

В заключении можно сказать, что это – краткое изложение вопроса. Более  подробная классификация ситуаций для каждой из чакр, учитывающая различные уровни сознания внутри каждой чакры может занять не один десяток страниц. А предлагаемый текст содержит попытку синтеза на основе известных автору существующих взглядов.

 

При подготовке текста были использованы материалы лекций П.Г. Зорина за 2005-2006гг., а также работы Авессалома Подводного (Александр Тихомиров) "Трактаты" и "Каббалистическая астрология" (www.podvodny.ru).