Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Значение личной силы

Петр Зорин


Одной из трудностей, которые встречает духовный искатель в своей внутренней работе является недостаток личной силы. Личная сила - это не витальная энергия, которой у человека может быть много или мало, это воля, которая может удерживать внимание на желаемом состоянии. В одних случаях внимание может удерживаться как угодно долго, в других оно постоянно отвлекается. При этом следует учесть, что внимание может фиксироваться неопределенно долго на событиях, в которых постоянно что-либо меняется. В таких случаях мы не можем говорить о каком-либо волевом усилии, при помощи которого внимание удерживается на каком-либо процессе. Напротив, внимание в этих случаях оказывается уловленным каким-то событием или процессом. Например, сегодня есть немало людей, которые могут с удовольствием смотреть всевозможные рекламы и быть в восторге от эстрадных номеров, в которых нет никакого смысла. Самое главное, чтобы что-то мелькало и еще лучше, если все это сопровождается каким либо ритмом, не обязательно музыкальным.

Силы низшей природы постоянно ведут охоту за человеческим вниманием на всех возможных для них уровнях. Используя человеческие эмоции, желания, реакции его эго они всячески пытаются привязать его к той животной его части, которая для своих реализаций использует материальные ценности проявленного мира. Человек может быть привязан к своим страданиям, своим тревогам и ожиданиям. Его внимание может быть уловлено всевозможными товарами и комфортом; дефицитом и стремлением выжить, а так же могуществом денег и властью. И конечно же наслаждениями и удовольствиями. Ко всему этому внимание человека настолько интенсивно приковано, что человек не в состоянии, даже при его желании, выйти из-под влияния низшей природы. Но это может стать возможным, если изменить те части его сознания, которые ответственны за все эти привязанности. Человек привязан к материальным ценностям внешнего мира только потому, что ничто не может быть противопоставлено этим ценностям, так как он считает их для себя абсолютными. Все, что заслоняет собой весь мир с его реальными, а не иллюзорными ценностями, становится для человека абсолютным. Единственный способ, при помощи которого можно освободить человека от его привязанностей к материальному миру и избавить его от влияний низшей природы - это изменить его сознание. Другого пути нет. И это невозможно сделать при помощи каких-либо внешних средств, но только изнутри. Изменить сознание - это значит, изменить направленность его внимания и оценку того, на что внимание направлено. Начало изменения оценки ценностей внешнего мира обычно совпадает с началом поиска духовного пути. В это время человек осознает в себе состояние неудовлетворенности реальностью, которая прежде для него представляла основную ценность. У него возникает своеобразное состояние неполноты, которую он пытается заполнить чем-то иным, что не относится к традиционным ценностям этого мира. Такое состояние можно охарактеризовать как "зов Бога". Это время, когда количество личной силы для человека приобретает особое значение. Силы низшей природы очень хорошо чувствуют, когда для человека привязанности к ценностям внешнего мира теряют свою ценность, потому что внимание человека, фиксированное на этих ценностях, является для них источником энергии. Силы низшей природы прилагают дополнительные усилия, чтобы увеличить для человека соблазн ценностей. Для этой цели они могут использовать не только привлекательность материальных ценностей, но и всевозможные идеи индивидуальной значимости, вседозволенности, свободы, равенства и братства, быть таким как все и т. п. Но все это только на какое-то время создает иллюзию полноты, которая очень скоро рассеивается. В это время человек находится между двух сил. С одной стороны его пытаются увлечь соблазнами внешнего мира, а с другой он уже слышит "зов Бога", который обесценивает эти соблазны. Теперь все зависит от того, насколько устойчивым будет внимание человека на этом "зове". Но влияние сил истины проявляются не только в обесценивании ценностей внешнего мира, они проявляют себя и другими способами. Например, человек может однажды почувствовать волну блаженства, поднимающуюся в его груди, или же состояние глубокого покоя, которое было прежде неведомым для него. Эти состояния, если бы человек мог фиксировать свое внимание на них достаточно долго, могли быть началом выхода на передний план его внутреннего Истинного существа, а затем и Психического существа. Но в связи с недостатком личной силы внимание человека очень скоро переключается на что-либо внешнее или же на собственные мысли. Если человек успевает спохватиться вовремя и вернуться к прежней фиксации своего внимания на состоянии блаженства - ананды или же покоя, то он еще может удержать эти состояния, что приведет к значительному усилению их и распространению на другие части его существа. Удерживать внимание на влияниях, идущих из истинного сердца, неизменно противостоять влияниям низших сил, пытающихся привязать человека к материальным ценностям проявленного мира, является очень важной частью духовной работы.

Есть еще одна особенность духовной практики, которая в значительной степени затрудняет ее - влияния, идущие из истинного сердца, по своей интенсивности уступают влияниям низшей природы. По крайней мере, человек так их воспринимает. Но со временем он начинает осознавать, что причина лежит в его восприимчивости. Влияния, идущие из его сердца по частоте своих вибраций значительно выше, чем влияния низшей природы, и должно пройти какое-то время пока восприимчивость человека не возрастет настолько, чтобы более высокие по частоте вибрации могли восприниматься им также хорошо, как и привычные влияния, внешнего мира. (Здесь под внешним миром понимается не только материальный мир, в котором живут люди, но и внешняя часть человеческого существа, состоящая из физического тела, витала и ментала). Чтобы удержать внимание на тех влияниях, которые идут из истинного сердца опять требуется личная сила. Соблазны будут сопровождать человека в течение всей его жизни, до тех пор, пока хоть какая-то часть человеческого существа будет зависима от низшей природы. поэтому для духовного искателя очень важным является тренировки устойчивости внимания, без чего работа не может быть сделана.

Опубликовано