Одной из составных частей духовной работы является прощение.
Когда мы прощаем кого-либо за действия, нанесшие нам ущерб – мы должны принять этого человека таким, какой он есть на самом деле, с теми его качествами, которые нам неприятны. Часто в таком случае речь идет о конфликте между имеющимся у нас, в нашем внутреннем мире, образом этого человека и его реальным поведением. Такой образ включает в себя все известные и предполагаемые его свойства и качества – такие, как внешность, роли, которые человек играет в жизни, типы поведения, возможные реакции в различных ситуациях и т.д. До тех пор, пока поведение такого человека не выходит за пределы, установленные образом, соответствует нашему пониманию его и не нарушает в этом смысле нашей внутренней и внешней гармонии – все в порядке, жизнь течет по предсказуемым сценариям и в этом смысле все более-менее приемлемо. Но когда по вине этого человека мы терпим какой-либо ущерб, да если еще это не вписывается в его образ, то мы испытываем ущерб двойной – и внешний и внутренний. Причем внутренний – часто более серьезный, т.к. кроме того, что мы в этом случае лишаемся каких-то предполагавшихся возможностей, так еще и образ человека оказывается не таким, каков человек реальный и приходится заниматься внутренней перестройкой, а на это уходит очень много сил и энергии. Все это весьма болезненно и требует много времени. А кроме того, любая подобная ситуация вызывает значительные изменения в нашем энергетическом (а иногда и в физическом) теле, говоря проще – раны, часто не видимые глазом. В этом смысле нам приходится все время учиться, постоянно изменяясь внутренне в соответствии с изменениями, происходящими вокруг нас.
Куда проще эти изменения происходят, когда мы не удерживаем свою персональную картину мира неизменной, которая в действительности никогда не соответствует реальности, так как всегда несколько отстает от нее. Каждый из нас находится в плену огромного количества стереотипов. Не желая меняться, оставаясь внутри себя полностью неизменным, можно превратиться в биоробота, не способного к творчеству, имеющего ограниченное количество жестких жизненных программ. В этом случае совершенно теряется смысл жизни, как возможности для эволюции сознания, т.к. при этом имеющийся у каждого творческий потенциал не используется по назначению и такой человек не выполняет своей важнейшей эволюционной задачи – быть творцом, а не механизмом.
Конечно у каждого свой жизненный путь, а на нем – свои персональные задачи. Но когда мы рассматриваем человека, как существо с развивающимся сознанием, надо понимать, что речь идет не только о ментальном сознании, но о сознания сердца. Сердца – не как органа физического тела, а как центра высших эмоций, обитель психического существа, Духа в человеке. Важным фактором здесь является прощение. Не религиозное, когда говорят: "Бог простит!", а человек при этом продолжает злиться и ненавидеть обидчика, а истинное, прощение-принятие. Такое, про которое можно сказать: "Сердца на тебя не держу!".
Так что же такое прощение с этих позиций? Прощая, мы принимаем данного человека таким, какой он есть на самом деле, а это значит, что в нашем внутреннем мире происходят изменения в соответствии с реальными обстоятельствами. Для этого нужно позволить нашей внутренней, тонкоматериальной, энергетической части измениться, изменив не соответствующие действительности, может быть воображаемые качества этого человека и ввести новые, соответствующие реальности, принять их, как реально существующие. И здесь возникают определенные проблемы.
Наша ментальная часть может быть весьма гибкой, подвижной, и с позиций ума иногда можно принять то, что внешняя ситуация не соответствует нашей ментальной модели. При этом можно попытаться построить другую модель, разрушив или преобразовав прежнюю. Однако любая ментальная модель стоит на более плотном фундаменте – нашем витальном теле, которое так же обладает своей памятью, восприятием, сознанием и своими моделями внешнего мира. И наше витальное восприятие сильно отличается от ментального, прежде всего тем, что ментальное тело воспринимает витальный план как подчиненный. Хотя на самом деле ментал (наш ум) в основном потакает и оправдывает витальные желания и побуждения, другими словами, он обслуживает витал, не подозревая этого, находясь в плену у иллюзии полной своей свободы. Витальное сознание более древнее, чем ментальное, оно тесно связано со всей жизнью на Земле во всех ее проявлениях. Но в связи с этим оно и менее динамично, с большим трудом поддается изменениям. Но при общении между людьми происходит контакт и на витальном и на ментальном уровне, да и на других уровнях – тоже. А поскольку восприятие на разных уровнях – различное, то и отношение наше к другим зачастую весьма сложное и для его выражения никогда не удается обойтись одним словом.
Для любой матери ребенок остается в глубине души маленьким сыном или дочкой, сколько бы лет ребенку не было. Ментально женщина может понимать, осознавать, что ее ребенок уже давно взрослый, совершенно самостоятельный, а может и не очень молодой уже человек. Но на витальном плане он часто остается все равно существом зачатым, выношенным, рожденным и вскормленным ею. При этом отношение долгое время, если не всегда, будет двойственным. С одной стороны – как к взрослому, с другой – как к своему ребенку, хоть и в теле взрослого. И в этом смысле никакой отец, как бы он не любил свое дитя, не сможет относится к ребенку так, как мать. Женщины – существа в большей своей части витальные, дающие жизнь новым представителям рода человеческого и вследствие этого органически связанные со всем живым более прочными, чем мужчины, фундаментальными связями. Мужчинам более свойственно ментальное сознание, не всегда соответствующее витальному, и в этом отношении женщины очень сильно отличаются от мужчин. Однако эта мужская ментальность иногда оказывается оторванной от естественных коренных законов жизни, в результате чего этика женская может сильно отличается от этики мужской.
Известно, что интересы женской половины человечества по большей части сосредоточены на продолжении и поддержании жизни во всех ее видах: и как продолжение рода, и как разведение растений и животных. В то время, как мужская – занимается в основном преобразованием окружающей реальности, в т.ч. и с применением явной агрессии, явно более проявленной у мужской половины. В этом смысле справедливо звучит высказывание женщины, сравнивавшей женщин и мужчин: "Мне кажется, что в женщинах в первую очередь проявляются человеческие качества, а потом женские. А у мужчин – сначала мужские (имелись ввиду в т.ч. сексуальность и агрессивность), а только потом – человеческие." Нельзя сказать, что женщины не агрессивны совсем. Просто такие женские черты, как агрессия и экспансия за счет большей способности женщин к мимикрии выглядит зачастую значительно мягче мужской и поэтому маскируется под какие-то другие чувства и желания.
Поскольку мужчины – существа более ментальные, они часто относятся к своей, да и чужой витальности, как к чему-то низшему, чему не следует придавать большого значения. В этом смысле прощение, как внутренняя перестройка подсознания, в том числе и витальной его части, для мужчин может представлять проблему т.к. эта часть существа может быть для него менее осознаваема, а значит и менее доступна. Для женщин похожая проблема может чаще вставать в ментальной части. (Хотя на самом деле причина здесь, видимо, и для женщин и для мужчин не только в витальности или ментальности, а лежит гораздо глубже, но это вопрос требует более подробных исследований.)
В любом случае, прощать способен не каждый. Есть люди, которые и хотели бы, но сделать этого не могут, по крайней мере – сейчас. Это не означает, что прощение для такого человека не будет возможно никогда. Наши внутренние изменения происходят тогда, когда к ним готово наше истинное "Я", исподволь управляющее нашим движением по эволюционному пути и когда к ним готовы те части, которые должны быть изменены. А это сознанием человека не контролируется. Но сознательно можно стремиться к какой-либо цели в этом направлении и тогда эта часть внутренней работы впоследствии будет проходить легче.
Но человек может прощать не только тех, которые нанесли ему в чем-либо ущерб, но и тех, которые не оправдали его ожиданий. Это особый, более тонкий вариант прощения. Мы ведь всегда строим планы, рассчитываем на что-то и на кого-то. И не всегда этот кто-то оказывается таким, как мы хотим, не всегда оправдывает ожидания. В результате возможны обиды, в которых виноваты мы сами, а вовсе не те, на кого мы обижались. Зачастую так потихоньку завязываются кармические узлы, которые потом неизвестно как распутывать.
Теперь несколько слов в отношении прощаемых. Когда мы простили человека, то это по большей части акт сознательный. Если мы с этим человеком связаны постоянными связями, то соприкосновение нашими тонкими, энергетическими телами, влияет на обе стороны. Если при этом у первого происходят внутренние изменения, изменения сознания, то они заставляют меняться и партнера. Конечно, не так сильно, как у первого, и в бессознательной области, но все равно этот процесс касается обоих. Поэтому слова Христа: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие!" с позиции эволюции сознания так же звучит справедливо. В этом смысле становится понятен замысел Творца, иногда дающего в пару к человеку высокого эволюционного уровня близкого человека, стоящего на предыдущих ступенях эволюционной лестницы. Для первого это своего рода нагрузка, которую приходится нести. Но здесь будет ошибкой неправильное понимание ситуации, и желание при этом жертвовать собою, думая, что это даст возможность духовного роста для другого. Обычно этим просто пользуются вместо того, чтобы ориентироваться на идущего впереди, стараются стащить его на свой, более низкий уровень. От этого страдают оба. Один – потому что его тянут с твердой почвы в гнилое болото, а второй – потому что ему больно смотреть на яркий свет души первого, освещающий темные углы его дремучей натуры. При этом эволюционной задачей первого является, по крайней мере, не опуститься на предыдущий уровень, ибо это создаст для него дополнительные кармические узлы, которые придется развязывать в будущем, причем в более сложных условиях. А задачей второго – повысить уровень своего сознания настолько, насколько это возможно для него. Однако ориентироваться на идущего впереди может только тот, кто уже готов к изменениям. И в этом случае возможна совместная эволюционная работа. Но тот, кто не готов – не может понять того, кто стоит выше его. Поэтому он пытается сделать его для себя понятным, занимаясь профанацией, трактуя действия партнера с более темных и примитивных, но естественных для него позиций. Он тоже хочет единства, но по-другому он это сделать не может. Для обоих такой союз может быть весьма сложным, болезненным, и может нести очень много проблем, но если он не распадается, значит, еще не все совместные задачи выполнены. Впрочем, если Бог решает, что этим людям необходимо расстаться, то этому ничто помешать не может.
Возможна ситуация, когда сердце у человека открыто, но проявленная часть сознания может быть занята решением простых, обыденных задач, которых в жизни человека – большинство. Если при этом беспристрастно посмотреть на себя со стороны (что можно сделать, подняв уровень сознания над обыденными делами, несколько отстраниться от ежедневных проблем), то становится видно – ситуация содержит на самом деле очень много темного, негативного, а служить приходится чужому эгоизму.
Однако, бывает, что простив человека, приняв, что он обладает теми качествами, которые раньше не проявлялись, оказывается, что с вот таким человеком дальнейшие отношения невозможны. В таком случае отношения явно зашли в тупик, который может означать окончание одних жизненных сюжетов и начало других.
Надо учесть, что кроме принятия, которое описано выше, точно так же принятия требуется на самом деле и весь окружающий нас мир. Распространение принятия на весь мир таким, какой он есть, во всей его полноте, превращение принятия мира из события в процесс, сделав его постоянным, непрерывным – такая перестройка себя поможет стать более текучим, гибким. Это один из аспектов пути воина. Только в этом случае возможно наиболее адекватное отображение всего, что нас окружает с минимальной задержкой и минимальными потерями. Это путь, который позволит приблизиться к ясности. А как указывал Карлосу Кастанеде Хуан Матус, ясность приближает нас к овладению Силой, без которой рост сознания невозможен.
Еще одним важным элементом работы над собой является принятие себя таким, какой я есть. При этом очень полезной является толтекская практика выслеживания. Речь идет о выслеживании самого себя. При этом требуется быть все время начеку, следя за всеми проявлениями своей личности, реакциями на происходящие события и беспристрастная оценка своего поведения. (Впрочем, к последнему со временем приходят многие и не идущие путем духовного развития люди просто в силу определенной зрелости и жизненной необходимости.) И здесь тоже может помочь прощение. На разных этапах жизни наши прошлые поступки могут вызывать изменение отношения к ним и к самому себе. Бывает, что совершив что-то, человек радуется, потом через некоторое время начинает раскаиваться, увидев последствия, потом начинает оправдывать себя и т.д. Налицо переоценка себя и событий. Бывает, что негармоничные, несознательные поступки, совершенные когда-то потом мучают человека всю жизнь. Простив себя, человек становится более целостным, познает себя полнее. Это не означает, что все становится хорошо и здорово, а совесть перестает мучить. Что человек сделал – то сделал, и если есть причина, то и следствие будет. Просто такое прощение позволяет осознать себя и с той стороны, которая восторга может не вызывать. А при прощении восприятие перестает быть эмоциональным, перестает ранить, хоть какая-то боль может и остаться. Идеально, если при этом принятие происходит не с позиции ментального сознания, а с позиции сердца. Здесь в качестве контролера лучше всего спросить свою совесть – а все ли правильно и можно ли сделать что-то еще? И не следует ждать немедленного ответа. Если вопрос был задан правильно, честно – ваше истинное Сердце найдет способ привести все в порядок.
Принятие кого-либо, чего-либо во внешнем мире или себя, таким, как есть – не означает, что нам не следует стремиться к изменениям и не следует бороться с тем, что не соответствует истине в том виде, как мы ее понимаем. Но с принятием окружающего, картина мира изменяется и то, что привлекало нас вчера – сегодня может оказаться очень мелким и недостойным внимания, потому что виденье истины так же меняется. И то, на борьбу с чем мы тратили силы вчера, может оказаться совсем не таким неприемлемым сегодня, а завтра по трезвому рассмотрению может вообще быть поставлено нам на службу, но на свое строго определенное место. С другой стороны, мы вынуждены принимать то, что есть. Ибо если принятия нет вообще – возникает конфликт с окружающим миром, по крайней мере, со значительной его частью, что может означать необходимость изоляции от внешнего мира, не всегда добровольной и в удовлетворительных условиях. С этих позиций приятие (лучше сознательное) – это еще и способ изживания внутреннего конфликта, который может провоцировать конфликты внешние.
И еще одна интересная сторона прощения. Прочитав эту заметку, может возникнуть вопрос: а для кого тогда мы прощаем, для другого или для себя? Если для другого, то вроде бы мы стоим выше на эволюционной лестнице и это щекочет наше эго. А если для себя, то в этом тоже можно найти явное проявление эгоизма. Но этот вопрос – своего рода ловушка, потому что на самом деле человек, имеющий ограниченное сознание, эту работу делает не для себя и не для другого. На самом деле та высочайшая сила, которая стоит позади каждого, которая ведет некоторых людей по пути эволюции сознания, через нас и с нашим участием осуществляет это намеренье Творца – познать самого себя.
Измениться кардинально, а тем более изменить других очень сложно, да и не всегда нужно стремиться именно к изменению, потому что каждому из нас соответствует определенная задача, данная при рождении и соответствующие ей силы и средства. Но каждое такое принятие изменяет нас. Меняемся мы, а с нами меняется и весь окружающий нас мир, иногда довольно сильно и часто в короткие сроки.
Владимир Суменков