Субъектом мы можем назвать человека, познающего окружающий мир, который для него является объектом познания. А если человек познает самого себя, то кто будет познающий и познаваемый? Познание самого себя возможно только тогда, если человек является сложным существом, состоящим из многих частей, при этом одна часть может познавать другую. А если человек пытается познать в себе познающего и, действительно, находит его, то кто находит познающего? Разве тот, кто познает не находится выше познаваемого, или ищущий – выше искомого? Стремясь найти познающего, вы приходите к Свидетелю, неподвижному, неизменному, безличностному, который располагается у вас над головой. Этот свидетель содержит в себе эталон абсолютной истины, которая определяет каждое самое незначительное движение человека. Осознав своего абсолютного Свидетеля, и следуя его указаниям, человек может за короткое время пересечь долину бурь жизни и достичь Божественной истины, но это становится возможным только тогда, когда он, осознав свидетеля, всем своим существом примет его, и больше ни на мгновение не будет расставаться с ним.
Но субъект и объект – познающее и познаваемое имеют еще одну особенность, не разрешив которую не возможно будет достаточно полно отделить субъективное от объективного. Не познает ли человек свою собственную иллюзию, так как реальный мир совсем не таков, каким воспринимает его человек. По крайней мере, он не имеет тех качеств, которые кажутся ему реальностью. То же самое мы можем сказать о самом человеке, со всеми его качествами. То, что человек считает самим собой, в действительности им не является. Кто же тогда субъект и объект? И как их отделить друг от друга? На духовном пути единственным субъектом, к которому стремится духовный искатель, является Божественный. Весь окружающий мир со всем сущим в нем, в том числе и люди идущие духовным путем или же, будучи захвачены низшей природой, никуда не идут, – это все объекты единого бесконечного Божественного. И даже в тех случаях, когда человек осознает себя субъектом, который имеет определенное отношение к реальности окружающего его мира, он не является субъектом и его субъективность – только иллюзия неведения. Практически, внутренняя работа человека идущего духовным путем – это всегда поиск того, кто является реальным познающим. И когда человек находит Его, и становится единым с ним, его поиск заканчивается и это время, когда познающий человек становится одновременно познаваемым, потому что все, что он воспринимает и познает становится им самим.