Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Когда стремятся избавиться от эго

Петр Зорин

Все, что ограничено пространственными или временными пределами имеет свое начало и, следовательно, свой конец, или другими словами – смертно. Бессмертно только то, что не имеет пределов. Принято считать, что эго необходимо живым организмам для создания их индивидуальности восприятия, взаимоотношения с реальностью, и для защиты от агрессивной внешней среды. В человеке эго было необходимым для формирования индивидуальности внешней части его существа, принадлежащей низшей природе, центральное же существо и его истинное «Я» – не имеют эго, так как они бессмертны.

Мы понимаем под индивидуальностью любое живое существо, имеющее особенности, присущие только ему, без которых это живое существо не могло бы жить или же его существование было бы проблематичным или даже совсем невозможным. В человеке, кроме того, индивидуальность включает в себя не только психологическую, но и социальную его личность. Здесь необходимо подчеркнуть,  что индивидуальность живых существ, обитающих на Земле, постоянно нуждается в защите, без чего выживание их невозможна. Для человека – это еще и сохранение своей личности. И во всех этих случаях индивидуальность – это способ, при помощи которого живой организм отделяет себя от окружающей его реальности – это «я» и «не-я», что дает возможности любому существу взаимодействовать с окружающей его реальностью. Мы живем в мире, в котором властвует принцип разделения, принцип без которого невозможна эволюция жизни и сознания в низшей сфере миров, и наиболее эффективным инструментом для этого является эго. Но эволюция жизни и сознания не похожа на дорогу, плавно поднимающуюся в гору, она скорее похожа на ступени, пройдя одну из которых, жизнь делает усилия, чтобы подняться на следующую. Каждая ступень – это целая эпоха, которая может продолжаться много тысяч лет, и в каждую эпоху действуют свои принципы и законы, направляющие эволюцию жизни и сознания на Земле.

В настоящее время Земля подошла вплотную к следующей ступени эволюции жизни, и те, которые поднимутся на нее, будут жить уже по новым принципам и новым законам, в которых не будет места для разделяющего эго. Можно предвидеть, что такого рода утверждение у некоторых людей может вызвать недоумение, так как для них эго – это и есть единственное возможное проявление индивидуальности или личности. возможно, эти люди представляют человека будущего, как усовершенствованного человека сегодняшнего. Современный человек эволюционировал, противопоставляя себя окружающему его миру, для него это был единственный способ, позволявший ему взаимодействовать с реальностью, которая окружала его. Для того, чтобы это взаимодействие было возможным необходимы субъект и объект, что без разделенности на современном этапе эволюции невозможно, и это на любом уровне взаимодействия с реальностью. В связи с разделенностью восприятие субъектом объекта происходит при помощи внешних органов чувств, а оценка воспринятого при помощи ума. Причем, эта оценка происходит с эгоистических позиций добра и зла, или же приятия и неприятия. Внешний способ восприятия позволяет одновременно сознательно взаимодействовать только с одним объектом, а если объектов много, то в определенной последовательности. Здесь говорится «сознательно», потому что могут быть автоматические взаимодействия, в которых сознание человека не участвует. Внимание человека привязано к поверхностным проявлениям материального мира и собирает с него пену информации, в то же время истинные знания ускользают от него. Человеческий язык символичен и отражает в себе только внешний проявленный мир и символы языка содержат только информацию, но не знания. Человек не способен заглянуть за пределы проявленного мира и соприкоснуться со знаниями, потому что ум не является инструментом знаний.

Говоря о будущем человеке – Гностическом существе – человеке знаний, мы уже сейчас можем сказать,  что восприятие им мира и взаимодействия с ним не будет опираться на эгоистические принципы и законы. Человек будущего будет одновременно воспринимать реальность, не зажатую в рамки времени и пространства. Он будет получать непосредственно знания о происходящих событиях в единстве с вневременной реальностью нашего мира. Как известно, знания существуют независимо от языка и не могут быть переданы каким бы то ни было языком. Если ум встречается со знаниями, то он вначале снимает с их поверхности информацию, которую превращает в символы, и в этом он субъективен, чтобы затем расположить эту информацию в определенной последовательности. Ум все разделяет на добро и зло, на приемлемое и неприемлемое, даже тогда, когда идет к цели сформированной им самим, потому что позади ума всегда стоит эго, через призму которого человек видит этот мир. Непосредственное получение знаний, которые будут доступны гностическому существу, не будут содержать в себе идей добра и зла, и для него не будет проблемы выразить воспринимаемые знания через символы слов, так как он может передать их любому другому существу непосредственно, минуя внешнюю человеческую речь. Восприятие реальности Гностическим существом не содержит в себе принцип диалога между субъектом и объектом, потому что Гностическое существо одновременно воспринимает бесконечное множество объектов, не только в пространстве, но и во времени. Это возможно только потому, что Оно не отделено от Вселенной и даже не является частью ее, это центр сознания, которое является индивидуальностью, личностью, осознающей всю Вселенную, со всеми ее индивидуальностями. Однажды Сатпрем, говоря о супраментальном человеке (Гностическом существе) сказал, что для него «Не будет ни расстояний, ни расставаний». Действительно, осознавая всю Вселенную, Гностическое существо не имеет ограничений не только в расстояниях, но оно имеет возможность в любое мгновение быть в той точке Вселенной, в которой возникает необходимость его присутствия, и даже во многих точках. Можно представить себе, что в бесконечной вселенной одновременно присутствуют мириады супраментальных существ, то каждое из них будет воспринимать всех остальных существ и не только супраментальных, но каждую живую душу, которая нуждается в их помощи, или в общении с ними. Формирование человеческой индивидуальности имеет свои издержки ограничения. Но когда индивидуальность сформирована, на супраментальном уровне ей уже не нужны ограничения и ей ничто не угрожает, поэтому ей неведом страх и она не нуждается в полярности оценок реальности, чтобы в своем бытии использовать их как ориентиры на пути сохранения своей индивидуальности. Но у человека, который в познании мира опирается на свой ум, неизбежно возникнет вопрос о месте Бога в такой Вселенной. Возможно, когда произойдет супраментализация человека Богу можно и отдохнуть, чтобы не путаться под ногами у Гностического существа. Но Бог – это бесконечно большее, чем Вселенная – Он стал этой Вселенной и всем, что в ней, но он – еще и бесконечный океан сознания, в котором существует наша Вселенная, возможно, не единственная.

Остался еще один вопрос, на который необходимо ответить. Мы говорили о том, что все, что имеет свое начало, имеет и конец свой, но тогда супраментальное существо должно быть смертным, так как оно является очередным шагом в эволюции человека, а человек имеет свое начало. Истинный человек, который внутри нас никогда не имел своего начала, а то, что люди называют человеком – это всего лишь форма, инструмент, одежда Человека, которая должна быть трансформирована в соответствии с Истинным Человеком, существующим внутри этой материальной формы. Трансформация – это не рождение чего-то нового, но изменение в нечто новое того, что было прежде. Наше внутреннее Истинное, вечное существо изменит свою внешнюю оболочку по образу и подобию своему. Но для того, чтобы это стало возможным, оно во внешней своей части вначале сформировало индивидуальность с сознательной личностью, и только потом, при взаимодействии этих двух личностей – внешней и внутренней может быть сформировано Супраментальное Гностическое существо. При взаимодействии внутреннего и внешнего эго может быть только препятствием, так как оно было необходимо только при взаимодействии внешней части человеческого существа с внешним материальным миром.

Но у эго была еще одна важная особенность, которую можно сравнить со скорлупой яйца, внутри которой развивается птенец. Оно ограничивает пределы познания мира, защищая человека от всего, что могло бы разрушить его и в первую очередь его психологическо-социальную личность. Эго может быть деформировано различного рода силами, которые стремятся овладеть человеком, чтобы управлять этим миром, и тогда мы встречаем людей с искаженным восприятием ценностей этого мира, и целостность эго может быть нарушена, что приводит к значительным психическим сдвигам, требующим лечения в психиатрических клиниках. Правда, такого рода лечение только разрывает связи между сознанием и внешней частью человеческого существа. При этом сознание человека остается измененным, но исчезает бред, галлюцинации и отношения с окружающим миром приобретает относительную норму, но некоторое время спустя разорванные связи между сознанием и внешней частью человеческого существа восстанавливаются и вновь появляются прежние психические расстройства. От эго может избавить человека только его внутренняя истинная часть, когда сознание человека будет к этому готово.

Опубликовано