Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Изменился ли прощенный

Петр Зорин

2006-06-06

Простить – значит принять другого человека таким, каков он есть. Принять "таким, каков он есть" – это совсем не значит смириться с тем его качеством, которое мы простили. Предположим, что мы не знали, что наш знакомый – лгун или клептоман и однажды столкнулись с этим его качеством, когда оно коснулось нас самих. Но поразмыслив, мы простили его из сострадания к нему. Ну и что, что-нибудь при этом изменилось? Возможно, изменились мы, так как стали более гибкими и объективными. Если прежде мы воспринимали людей как нечто законченное и неизменное, по крайней мере относительно их личностных особенностей, а наши мнения о них установившимся, то встретившись с чем-то неожиданном для нас в каком-то человеке, мы вначале не можем принять его в новом амплуа, потому что он не вписывается в нашу застывшую схему. Но, подумав, решили, что мы прежде плохо знали его, хотя предполагали, что знаем его достаточно полно, и решили дополнить наши знания об этом человеке, согласиться с его неожиданными для нас качествами. Когда мы приняли нашего знакомого с такого рода неожиданном для нас дополнением, то этим самым мы простили его. Но умение прощать делает нас более гибкими, подвижными. Мы этим самым приобретаем способность к более легкой адаптации к постоянно меняющемуся внешнему миру, а, следовательно, и способность к обучению. И, кроме того, это может привести нас к мысли, что наше видение реальности не так уж непогрешимо, как мы считали прежде. И все это, возможно, хоть в какой-то степени уменьшит наш эгоизм.

Но что произойдет с тем, кого мы простили? Теперь он знает, что прежде скрытая для других грань его психологических особенностей обнаружена и продолжать скрывать ее не имеет уже смысла. Он не может оставаться безразличным к этому событию, и, конечно же, его поведение и отношение к вам также изменяться. Возможно, он будет бравировать тем, что он скрывал прежде, а может быть, будет оправдываться, что это произошло у него случайно и тогда он вновь будет делать усилия, чтобы продолжать скрывать от вас эту свою особенность, и, наконец, и это будет самый правильный выход из положения, он попытается изменить себя, если найдет, что нежелательная грань его личности является его пороком. Но для того, чтобы человек попытался изменить себя, у него должно появиться соответствующее побуждение стать более совершенным. Это человек может захотеть только сам только тогда, когда услышит "зов в своем сердце".