Избавиться от чего-то, что есть в настоящем, полностью никогда не удастся, если будет сохранена связь этого несовершенства с прошлым или же не будет изменён смысл того, что происходило в прошлом. Другими словами, каждое из несовершенств человека, так же как и его совершенства имеют свою историю и начинаются со дня его рождения. Если же быть более точным, то несовершенства и достоинства, не имеют своего начала и только несколько видоизменяясь переходят из одной жизни в другую. И это будет продолжаться до тех пор, пока, так называемые несовершенства, не будут осознанны и соответственно использованы в духовной практике.
Ни одно из несовершенств не появляется случайно или внезапно – каждое из них имеет свои корни и своё предназначение. Это связано с тем, что у каждого человека своя судьба. Всё человечество имеет много иерархий, каждая из которых подобна пирамиде. В этих пирамидах есть уровни, находящиеся в самом низу, есть те, которые находятся над ними, и есть небольшое количество людей, завершающих эти пирамиды. Пирамиды могут быть политическими, социальными и ещё множество других, но нас интересует духовная пирамида. В самом низу её могут быть те, которые находятся на вершине социальной, политической или экономической пирамидах и ещё каких угодно других пирамид. А на самом верху очень часто находятся те, которым чужды интересы, привязывающие их к ценностям этого социального мира. Получается, что на вершине пирамиды, даже в духовной работе, могут быть люди только потому, что существуют все остальные уровни пирамиды. Нет никого лишнего в Божественной работе и нет в ней никаких случайностей. Но тогда у каждого уровня этой духовной пирамиды есть своё предназначение, которое совсем не обязательно должно заключаться в поисках Божественной истины. В действительности, человек во многих воплощениях поднимается по уровням сознания пирамиды, чтобы однажды оказаться на её вершине. И в то же время всю уровни сознания этой человеческой пирамиды необходимы для того, чтобы создавать определенные обстоятельства, в которых духовная работа может быть выполнена наиболее успешно. Таким образом, все наши несовершенства берут начало в основании пирамиды человечества, но на каждом её уровне эти несовершенства в какой-то мере изменяются и, например, скупой человек в следующем воплощении может стать бережливым, но возможен и обратный процесс. Всё зависит от того, потакал ли человек своим несовершенствам или же пытался избавиться от них.
Наше подсознание заполнено всевозможными инграммами, недостатками и достоинствами, которые создают атмосферу отношения человека, как к самому себе, так и к окружающей его реальности. И если духовный искатель хочет избавиться от какого-либо недостатка, то для этого ему необходимо совершать не только определенную работу в настоящем, но и изменить своё отношение к событиям, происходившим в прошлом. Для этого можно делать выборочный перепросмотр своей жизни, вспоминая те эпизоды, в которых он был в состоянии гнева, испытывал страх, был захвачен каким-либо состоянием. Так как все события, пережитые человеком в течение его жизни, имеют два уровня – реальный, в котором он не только был в определенных состояниях, но и действовал под влиянием этих состояний. Второй уровень, который можно назвать информационным, содержит в себе только формы. Этот уровень можно сравнить с обёртками для продуктов, не имеющими ни качеств, ни свойств этих продуктов, но на этих упаковках есть описания того, что находится внутри них. Когда человек делает перепросмотр своей жизни, то, разумеется, он вначале встречается с формальной, поверхностной её стороной, и только потом, если он останавливает на ней своё внимание, постепенно проявляется реальность того или иного события во всей её полноте. Тот, кто совершает такой перепросмотр осознанно, конечно же, уже не похож на себя прежнего, потому что опыт, который он получил в течение последующей жизни, изменил его. Он, при переживании реальности прошлого события должен, теперь уже с более высоких позиций оценить свои реакции и тот выбор, который был сделан им в его прошлом. При этом не следует менять направление действий, следует всё оставить таким, каким оно было тогда, изменить только оценку своих прошлых реакций.
Человеческие оценки и мнения – это фантомы реальности, которые накладываются на реальность и соответственно, меняют её значение. А так как прошлое человека является фундаментом его настоящего, то такого рода переоценка прошлых эпизодов жизни в значительной мере может изменить не только личность человека в настоящем, но и облегчить его внутреннюю работу на пути к познанию абсолютной Божественной истины.
Все, что должно быть трансформировано, обязательно будет сопротивляться трансформации. Но так как трансформация имеет два направления – в одном из них она может идти в сторону упрощения, примитивизации, в другом – в направлении усложнения и повышения уровня сознания, то скатывание вниз происходит почти без всяких трудностей. Но зато, восхождение всегда сопровождается более или менее интенсивным сопротивлением того, что должно быть трансформировано. Человек это воспринимает как некоторое необходимое усилие для преодоления этого сопротивления.
Существует не одна причина усилий, которые направлены на преодоление сопротивления того, что не хочет в нас меняться. Например, человека заставляют что-либо делать, или ничего не делать там, где это для кого-то необходимо. И он делает или не делает, прилагая к этому усилия. Еще пример, человек выполняет какие-либо физические упражнения, или какую-то физическую работу, и уже осознает, что силы его на исходе, а конца запланированного количества упражнений или работы еще не видно. Человек прилагает последние силы, и через не могу, продолжает физические усилия и, возможно, переусердствовав, получает какой-либо патологический сдвиг в своем организме. Можно взять для примера героя рассказа Лескова «Железная воля» – Гуго Карловича, который делал невозможное до тех пор, пока не умер. И таких примеров, в которых человек делает усилия, преодолевая внутреннее сопротивление, можно набрать очень много, но все это совсем не обязательно приводит к положительной трансформации того, что сопротивляется, потому что сопротивление иногда играет роль защиты организма от повреждений. Следовательно, не любое преодоление сопротивления может воспитывать в человеке волю и трансформировать то, что сопротивляется ей.
Существует много направлений, в которых человек может делать усилия, но только одно из них является подлинным. Усилия могут быть направлены на достижение чего-либо в этом материальном мире или на освобождение от чего-то, препятствующего движению к цели. Единственно верным направлением может быть только то, в котором человек следует по направлению к Божественной истине. При этом ему не нужно преодолевать препятствия на этом пути, нужно только освобождаться от всего в нём, что привязывает его к низшей природе. Человек должен освободиться от элементов низшей природы в нем самом и тогда внешние соблазны будут бессильны в своем стремлении захватить его. Если человеку удастся преодолеть низшую природу в себе самом, то для него при этом исчезнут и внешние соблазны. Следовательно, на духовном пути человек не встречает каких бы то ни было внешних препятствий или соблазнов, и не они препятствуют его работе или соблазняют его, соблазняется в нем самом его низшая природа. Это она внутри него стремится быть единой сама с собой – внешней. Когда человек оправдывается в своих действиях или отношениях, то это низшая природа пытается закрыть свое лицо, чтобы остаться неузнанной. И когда человек, вставший на внутренний путь, не смотря на все ухищрения низшей природы, все-таки обнаруживает её внутри себя, то она, не желая оставлять его, сопротивляется. Именно в это время, в период обнаружения в себе низшей природы, возможна её трансформация.
Внимание человека – это канал, по которому трансформирующая энергия поступает в объект, на который это внимание направлено. Поэтому, устойчивое внимание человека, направленное на проявления низшей природы, может трансформировать их. Но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы поток внимания содержал в себе определенное отношение к тому, на что оно направлено. Для трансформации проявлений низшей природы в человеке необходимо, чтобы у духовного искателя было неприятие этих проявлений. И в этом проявляется искренность человека. Дело в том, что низшая природа предстает перед человеком в привлекательном виде и стремится удерживать его внимание на своих проявлениях. Здесь следует обратить внимание на то, что в таких взаимоотношениях внешняя часть низшей природы предстаёт как активная часть, а человек – пассивная. И каждый раз, когда при взаимоотношениях человека с окружающим миром или со средствами массовой информации, которые представляют внешнюю часть низшей природы, происходит взаимодействие, происходит трансформация пассивной воспринимающей части, на которой сконцентрировано внимание низшей природы. Человек, в таких случаях выполняет пассивную роль и, поэтому, постепенно трансформируется по образу и подобию внешних обстоятельств. И он может трансформировать то, на что направляет свое активное внимание. Но активное внимание имеет еще одну особенность – оно защищает. Если человек осознает, в каком направлении внешнее влияние может трансформировать его природу и осознанно относится ко всему, что происходит в окружающем его мире, то этим самым он еще и защищает себя от внешних влияний. И не важно, что это будет, или телевизионные передачи, или же какая-либо печатная продукция или, наконец, влияние на него авторитетных людей или обстоятельств.
В наибольшей мере человек пассивен и открыт определенным влияниям, когда в нём есть вера, которая настежь открывает внутренние врата всему, что исходит от объекта веры. Если человек, безусловно, верит, что болезнь, которой он болеет, сведет его в могилу, то, конечно же, вылечиться ему не удастся. Если он верит, что Библия – это святая книга, то не будет замечать в ней ни лжи, ни жестокости, ни исторических искажений.
Существует множество способов, при помощи которых можно внушить человеку веру во что-либо или в кого-либо, и даже веру в Бога. Хотя любое внушенное состояние или стремление – это всегда догма, которая может быть разрушена и заменена на другую, потому что она связана с внешней частью человеческого существа. Истинная вера в Бога не может быть внушена, так как опирается на внутреннюю истинную часть – центральное существо и истинное «Я» человека, и появляется только тогда, когда человек становится единым с Богом. Любая вера лежит за пределами ума и не может быть подвержена его контролю. И необходимы экстремальные обстоятельства, чтобы поколебать веру или даже разрушить её.