Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ГОЛЕМ

--

В иудейской мифологии голем – это  глиняный великан, который может выйти из-под власти своего создателя (человека) и убить его. По преданию, первым из людей создателем голема был «Пражский» раввин Лёв. Фактически основанием мифа о големе было сотворение Адама из глины, который был гигантского роста, и который в последствии восстал против своего творца, ослушавшись его. Но идею голема можно раскрыть, используя факты современной социальной истории человечества, и в этом большую помощь могут оказать исследования современных учёных в области фрактальной структуры всего сущего во вселенной от микро до макро мира.

Фрактал – это подобие, но не копия. Примером может быть атом и электроны, вращающиеся вокруг ядра, подобно солнечной системе, в которой планеты вращаются вокруг солнца. Фрактальность проявляет себя и на уровне человеческой жизни и деятельности. Так же, как две половые клетки, сливаясь вместе, образуют зиготу, так же и мужчина и женщина в браке образуют новую единицу – семью. Или же дети являются фрактальным подобием своих родителей.

Интересно то, что всё созданное человеком является его фракталами или подобиями. Например, компьютер является подобием человеческого ума. Машины, на которых он передвигается, являются подобием его органов движения. Телескопы и микроскопы – подобие его органов чувств. Книги и другие носители информации – подобия памяти, а средства связи – являются подобием нервной и гуморальной системам. Государство – подобие человека, органы которого выполняют определенную функцию, необходимую для существования всего человеческого тела. К органам следует относить и клетки всего человеческого организма. И как в идеальном здоровом теле ни одна из самых малых его частей не живёт только для себя, а в первую очередь для всего организма, так и в здоровом гармоничном государстве все работают на благо государства и как следствие этого и для собственного блага. Принцип подобия созвучен и различным патологическим состояниям: если в организме возникает раковая болезнь, при которой клетки опухоли живут только ради самих себя, поглощая всё, что необходимо для всего организма, то это приводит к его смерти. Так же и в государстве могут появиться группы людей, которые будут присваивать всё, что необходимо для сильного, процветающего государства, то это приведёт к его гибели. В том случае если нарушается гуморальная регуляция организма, возникают всевозможные заболевания, например, базедова болезнь при некоторых заболеваниях щитовидной железы, или акромегалия – при патологии гипофиза. То же самое происходит и в государстве, в котором СМИ перестают нести людям адекватную гармоничной жизни государства, информацию, что приводит к нарушению социального равновесия в этой стране.

Человек создаёт свои подобия и держится за них и чем больше его подобий окружают его и принадлежат ему, тем в большей мере человека начинают рассматривать через призму этих подобий, а сам человек, такой, какой он есть в действительности, в тени своих подобий становится всё менее заметным. Зная, что поступки человека соответствуют его внутренней сути, люди принимая подобия человека за его самого, очень часто глубоко ошибаются. Так как поступки могут быть масками, скрывающими истинное человеческое лицо. Большинство людей довольствуются тем, что люди общаются не с ними, а с их подобиями, которыми они окружили себя. Это людей вполне устраивает, так как внешние подобия могут быть отражением не истинной человеческой сути, а только их намерений. Эти внешние ложные подобия можно сравнить с одеждой, которые люди меняют в зависимости от обстоятельств. И ещё их можно сравнить с големом, который уничтожает своего создателя. Человек такой, каким он является в действительности, исчезает, уступая место своему вымышленному подобию. Но во всём этом есть ещё одна неприятная особенность – человек начинает внутренне меняться в направлении деформации, иногда уродливой. Это легко понять, так как формирование и развитие человеческой личности с раннего детства и до глубокой старости, происходит при взаимодействии человека с его окружением. И если в этом окружении будет восхищение человеком или же его уничижением, то и дальнейшее формирование его будет не соответствовать его реальной личности. И вместо гармоничной личности постепенно будет формироваться некая химера. Можно представить себе положение такого человека, когда он окажется в окружении, которое не знает о его внешних ложных подобиях. Есть очень мудрая пословица: встречают по одёжке, а провожают по уму. Величие социальных одежд, которые человек формирует вокруг себя, делает его нетерпимым к мнениям других людей, заносчивым, едким и грубым, не способным тонко чувствовать человека, с которым он общается. В новой ситуации прежние одежды могут оказаться неадекватными и тогда, оказавшись «голым», человек уже не сможет скрыть своё уродство, приобретенное в прежних условиях. И это произойдёт только потому, что голем прежних ложных подобий убьет в человеке его душу, подставив на её место самого себя.