Ценность и полнота мировоззрения зависят не от количества информации в нём и не от суммы всего пережитого человеком, а от оценки всего этого. Не может быть оценка нейтральной, потому что оценка всему находит место на шкале ценностей. И таких шкал ценностей может быть много, например, хорошее – плохое, духовное – материальное, страдание – радость, богатство – бедность, Бог - Дьявол и т. д. Для человека этот спектр ценностей должен располагаться в определенном порядке и на первом месте должно стоять самое главное, определяющее все остальные противоположности. Например, духовное и бездуховное или же Божественное и дьявольское, потому что, по большому счёту, у человека всего два направления – или вверх по лестнице эволюции сознания или вниз, к его деградации.
Движение вниз может иметь множество целей. Это только у сказочного богатыря, когда он оказался на перепутье, был выбор из трёх дорог – направо, налево и прямо. У человека, в современном проявленном мире выбор несравненно богаче. Можно сказать, у него глаза разбегаются от палитры соблазнов, и он не может оторвать от них своего взгляда, чтобы посмотреть на ступени жизни, уходящие вверх. Зная это, мы можем подумать, что человек не свободен в своём выборе, так как это за него делает низшая природа, при помощи соблазнов, привязывая его к себе. Да, он не свободен, если его мировоззрение хаотично, не сформировано, тогда он находится в полной зависимости от всевозможных влияний этого мира. но самое интересное в этом то, что такие люди довольны своей несвободой, потому что их рабская психология тамасична, и им проще следовать воле других людей, чем напрягать свою собственную. «Нам с тобою думать неча, коли думают вожди» - следуют они за Демьяном Бедным, или же «пусть лошадь думает – у неё голова большая».
Внимание человека имеет одну очень важную особенность: – по мере того, как человек погружается в сосредоточение на каком-либо элементе внешней или внутренней реальности, значимость её начинает расти, кроме того, растёт и отражённая в человеке копия этой реальности, постепенно вытесняя все остальные отражения внешнего мира на второстепенные места. Существует некая грань, перейдя через которую, человек уже не может остановиться – его внимание оказывается, независимо от его воли, прикованным к сверхзначимому для него объекту и человек уже не может по своему желанию освободиться от притяжения этого объекта. Более того, он всячески оправдывает свою зависимость или свою страсть.
Следующей особенностью внимания является то, что оно одновременно выполняет функцию канала, по которому течёт энергия, нагруженная информацией в обоих направлениях – от человека к объекту и от объекта к человеку. И какой из этих встречных потоков имеет большую энергию, более часто возникает и более длительное время существует, то и вызывает наибольшую трансформацию. Чаще всего преобладает мощность информационного потока, идущего в сторону человека, что приводит не только к трансформации мировоззрения, но и структуры его сознания.
Мировоззрение человека может быть подобно бруску железа, диполи которого расположены хаотично, что делает это железо нейтральным, не имеющим магнитного поля. Но структура этого бруска железа станет упорядоченной, когда все диполи будут повёрнуты одним из полюсов в одну сторону, и мы получим магнит, с соответствующим магнитным полем. Мало того, если в поле этого магнита будет другой железный нейтральный объект, меньший по размеру, то со временем он приобретёт магнитные свойства. Другими словами, если человек находится достаточно длительное время под влиянием каких-либо идей или даже в поле человека, имеющего определенное мировоззрение, то он постепенно приобретёт соответствующие качества.
Человек, мировоззрение которого устойчиво к влияниям внешнего мира, например, каких-либо его идей, будет иметь своё собственное понимание не только того, что происходит во внешнем мире, но и определять ценность происходящего для своих жизненных установок. Например, человек идущий духовным путём, всё, с чем сводит его судьба на его пути, будет оценивать с позиций возможного духовного опыта. В то же время человек, стремящийся быть успешным во внешнем мире, ко всему, что ему предоставляет внешний мир, будет относиться с позиций выгоды или же, если он тамасичен, с позиций возможной защиты. Не бывает мировоззрения абсолютно нейтрального. В нём всегда будет что-либо преобладать – или его движение вверх по лестнице или же вниз – по направлению к мирским соблазнам.
Чем менее структурировано человеческое мировоззрение и более расплывчато и неопределенно его сознание, которое можно назвать толерантным во всех отношениях, тем в большей степени в этом человеке выражена рабская психология. Рабское мировоззрение не имеет направленности и, поэтому, раб будет бездумно толерантным, послушным любым внешним силам, будет бездумно принимать любые мнения и указания власть имущих. Это одна из причин, почему в современном мире пытаются утвердить идею толерантности человека – власть имущим нужны люди с рабской психологией – послушные, исполнительные и не думающие.
На умы людей постоянно льются потоки лжи, имеющие самое различное направление. Нет общей оси, магнитного поля, упорядочивающего мировоззрение человека. человек уже не знает, где правда, а где ложь, так как они стали походить друг на друга и его сознание, находящееся в подобном поле так же постепенно становится хаотичным. Хаос элементов сознания можно сравнить со стадом баранов, которых можно гнать в любом направлении. При этом человек не имеет личной свободы, так как направление его мыслей и действий определяет кто-то другой.
Необходимо, чтобы всё, воспринимаемое человеком, получало оценку, соответствующую его сформированному мировоззрению – тогда реальность этого мира станет полем направленной деятельности человека. Есть такой афоризм: измени себя и та изменишь мир. Конечно, здесь не имеется в виду, что, изменив себя, ты изменишь Вселенную. Но каждый человек подобен магниту и если в поле этого человека попадает кто-либо другой, «магнитные свойства» которого недостаточно выражены, то этот другой, обязательно приобретёт соответствующие магнитные свойства, как бы «намагнитится». Можно сказать, что сформированное мировоззрение «заразно», так как оно вокруг себя создаёт определенное направленное поле. «Заразность» его ещё более возрастает, если человек, находящийся в этом поле, действует в соответствии с направленностью этого поля. Не напрасно всевозможные марксистские кружки перед октябрьской революцией периодически получали практику в виде всевозможных демонстраций и забастовок.
Любое мировоззрение имеет хоть какую-то свою полярность, без чего направленная деятельность человека невозможна. Поэтому, человек формирующий свое мировоззрение или мировоззрение другого человека обязательно должен давать оценку всему, с чем он приходит в контакт. Человек, не имеющий упорядоченного мировоззрения и живущий сегодняшним днём, не может иметь определенного мнения ни о своём прошлом, ни о прошлом своего народа и, следовательно, о его будущем. Тяготея к упорядоченности мировоззрения, он принимает те оценки, которые навязывают ему средства массовой информации, а для построения планов на будущее, берёт пример с тех, которые обеспечили себе безбедное существование за счёт остального населения России. Хаотичное состояние мировоззрения не может продолжаться бесконечно долго, оно обязательно со временем приобретёт определенную направленность, в которой человек будет или спускаться вниз, следуя всевозможным соблазнам низшей природы, или же подниматься вверх, освобождаясь от её притягательных влияний. В действительности, для человека существует только два пути – один из них, по которому идет преобладающее количество людей, ведёт вниз, другой же, который определяется божественным предназначением, ведёт вверх. Всё подавляющее число людей, избравших для себя пути, пролегающие в направлении ценностей этого мира, и все события в этом мире – для человека, идущего духовным путём, – необходимые обстоятельства для его внутренней работы.