Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПОД СЕНЬЮ ВОСХОДЯЩЕГО ПОТОКА

Петр Зорин

Реальность этого мира станет более понятной, если её последовательно рассматривать с разных позиций. Попробуем это рассмотреть на таком примере: у человека есть недостаток – гневливость. Этим недостатком при каждом подходящем случае пользуются тёмные силы, вызывая состояние гнева и получая как вознаграждение за свои успешные усилия, определенную энергию человека. Назовём эти силы сатанинскими. Для них человек является объектом их своеобразной охоты, которая позволяет им или перекусить или в некоторых случаях даже попировать на славу, что, конечно же, для них предпочтительнее. Другой тип тёмных сил, которых обычно называют сущностями или в религиях бесами, предпочитают энергию желаний и постоянно побуждают человека через всё новые и новые желания к стремлению удовлетворить их, но как только это происходит, эти сущности тут же для него готовят новые желания. И так человек в течение всей своей жизни стремится от одного желания к другому и это он делает до тех пор, пока у него есть соответствующая энергия. Из приведённых примеров видно, что человек является своеобразной добычей тёмных сил, которых он кормит и даже развлекает, так как эти силы нередко устраивают сцены между людьми, сталкивая их друг с другом. При этом, бесы не только развлекаются, но одновременно удовлетворяют свой голод. Похоже, что эти силы просто паразитируют на человеке. В религиях знают о существовании бесов и тех соблазнах, в которые они могут ввести человека, и просят бога: «…и не введи  нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Если людей сравнить со стадом травоядных животных, а бесов или сущностей с хищниками, то эти травоядные животные вместо того, чтобы бороться со своими врагами, просят своего пастуха защитить их от них. При этом они не ведают, что этот их, так называемый пастух, и создал хищников, чтобы они всячески терроризировали их. Конечно, религиозные люди делают дьявола или сатану антиподом Бога, поэтому они и обращаются к Богу с просьбой об избавлении их от лукавого. Но, при этом, они совершенно забывают, что Бог вездесущ и поэтому он есть и в дьяволе. И если бы религиозный человек глубже понял, что Бог для своих целей существует одновременно в двух ипостасях, то, возможно, он стал бы менее религиозным и более духовным.

Тогда для чего Бог, используя доверчивого и в то же время коварного дьявола, так третирует людей, позволяет им страдать, и в своём неведении просить Бога избавить их от лукавого? Я называю дьявола доверчивым, потому, что он мнит себя хозяином этого мира «…Мне дана власть над этим миром», и считает всё, что он делает в этом проявленном мире, происходит по его воле. Неведение закрывает ему глаза на то, что он только кукла, которой управляет кукловод. Тогда мы должны думать, что всё происходящее в этом мире совершается намеренно и по воле Бога, а дьявол только его невольный исполнитель. В беседах Шри Ауробиндо с его учениками есть слова, что у Бога две руки – одна из них шлёпает, а другая гладит. Следовательно, дьявол Богу нужен. Для чего? Чтобы человек научился осознавать свои недостатки и в дальнейшем исправил их? Но Бог всемогущ, и мог бы создать человека без недостатков, тогда бы не было проблем с дьяволом, да и с человеком тоже.

Конечно, можно думать, что всё происходящее во Вселенной – это только игра Божественного, и не нам определять, что и как он должен делать. Такого рода рассуждения, основанные на слепой вере, не должны принадлежать человеку, способному к самоосознанию. Стремление понять предопределение всего сущего во вселенной и осознать смысл всего происходящего – это способ познания Бога, а вера – это состояние единства с Богом, и нельзя подменять одно другим. Можно сказать, что Бог не познаваем и стремление познать Бога – это кощунство. Напротив, путь знания для человека является наиболее высоким путём среди всех способов служения Богу, и об этом мы можем прочитать в Гите. А так как Бог есть всё, и составляет проявленную и непроявленную вселенную, то всё живое в ней, каждое на своём уровне, познаёт Бога, даже какой-то жук или червь всей своей жизнью познают Бога. Человек, в отличие от них, может это делать вполне осознанно.

Так как Бог всемогущ, то он мог бы создать человека изначально совершенным и всезнающим и тогда ни у человека, ни у Бога никаких проблем бы не было, да и у дьявола тоже, да он бы и не нужен был. Есть один тонкий нюанс в становлении человека. Если человек к совершенству будет идти сам, по крайней мере, он будет так осознавать, то он должен будет сам научиться осознавать градацию совершенств и отличать их от несовершенств. Он должен сам осознавать, где необходимо применять определенное усилие воли, чтобы отвергать всё, что хоть в малой степени не соответствует избранному им направлению. И для этого он должен быть постоянно бдительным без чего невозможен выбор правильного направления этих усилий. В динамике жизни он должен приобрести способность опираться только на свой собственный опыт, который он приобрёл в процессе внутренней работы.  И ещё в человеке должна быть устремлённость. В Гите Кришна говорит Арджуне о необходимости действовать, что только благодаря этому возможно всё сущее в его эволюции. Конечно, действие – это не только сражение, но познание – это тоже действие, и вся внутренняя работа человека – это тоже действие. Без действия невозможна не только жизнь, но и  её эволюция. Хорошим примером может быть достижение вершины Эвереста, которой можно достичь двумя способами – прилагая собственные усилия, терпя и преодолевая всевозможные трудности, – и оказаться на вершине этой горы при помощи летательного аппарата. Конечный эффект один и тот же и даже изнеженный Обломов или какая-либо принцесса могут побывать на вершине величайшей горы мира. Но можно ли их сравнить с теми, которые преодолели все трудности и сами взошли на эту вершину – разве одинаковой будет их внутренняя суть? Отсюда понятно, что Бог мог бы изначально создать человека совершенным, но неизмеримо более ценным будет человек, который сам преодолеет всевозможные трудности и достигнет вершины своего совершенства.

Исходя из этого, можно предполагать, что человек, поднимающийся к вершине своего совершенства, встречая всевозможные трудности, препятствия и соблазны, преодолевает всё это для того, чтобы приобрести те качества, которые сделают его совершенным, и за него этого никто сделать не может. Но тогда все миры низшей сферы со всевозможными сущностями в них, Бог создал, чтобы человек осознанно работая над собой, стал совершенным. Все события в этом материальном проявленном мире протекают так же для того, чтобы человек, сознательно участвуя в них, стал совершенным.

Всё сущее во Вселенной, в котором протекают процессы жизни, сознательно в различной степени. И даже те, о которых мы говорим, что они сознательно совершают какие-либо поступки – не одинаково сознательны.

Существует несколько уровней способностей к самоосознанию, и в зависимости от того, на каком уровне сознания находится человек или любое другое сознательное существо или сущность, перед ними или открывается путь к совершенству, которым они могут идти путём самопознания, или же они находятся ниже этого уровня на горизонтальных путях этого мира. Быть сознательным и иметь способность к самоосознанию – этих качеств ещё не достаточно, чтобы идти путём восхождения сознания к его Божественному совершенству, потому что любой уровень самоосознания имеет свои цели. Люди, уровень сознания которых невысок, способны стремиться только к совершенствам во внешнем мире. Одни из них избирают совершенство своего собственного бытия, а другие, имеющие более высокий уровень сознания, но все же ещё не достаточный, чтобы идти духовным путем, выбирают для себя совершенство и гармонию внешнего мира. И те, и другие просто ещё не способны к осознанию более высокого пути, ведущему к Божественному совершенству.

Любой путь, выбираемый человеком, имеет свою статику и динамику. Статика – это намерение, которое ещё не имеет достаточно энергии, чтобы перейти в динамику своей реализации. У большинства людей намерения так и не переходят в свою реализацию или из-за недостатка энергии, или же от несоответствия внешних обстоятельств. Но даже люди, осознавшие высокое предназначение человека, и имеющие всю необходимую информацию о путях реализации этого предназначения, могут остаться в состоянии статики, накопления информации и ничего не предпринимать для реализации намерения на путях, ведущих к Божественной истине. Их можно называть сочувствующими или болельщиками, как это бывает на трибунах стадионов, где болельщиков всегда больше, чем игроков.

Динамика – это сама работа в теле, укрепляющая статику и расширяющая её. Когда человек начинает практически работать внутри себя, в нём начинают открываться те возможности статики, которые прежде раскрыться бы не смогли. На духовном пути невозможно только накопление информации, статика – это только трамплин для динамики. И в самой информации без её реализации в динамике, нет никакого смысла. Статика – это только обещание, которое обязательно должно быть исполнено.

Все в реальности этого мира имеет двойной смысл – те же самые события или факты могут вести человека за пределы привязанностей к этому миру и эти же самые события и факты могут фатально привязывать человека к ценностям этого мира. Всё зависит от позиции, которую занимает человек. Если он знает, что любая реальность этого мира – это только дверь, ведущая за его пределы. Там, за этой дверью находится смысл не только отдельных событий этого мира, но и смысл всего сущего, и там, за ней, бесконечная вселенная, скрытая от пытливых глаз современных учёных. Она распахнёт свои двери перед каждым человеком, который снимет с глаз очки сугубой материальности этого мира. Но даже те, из великих учёных современности, которые жаждут познать первопричину всего сущего во вселенной и даже причину бытия самой вселенной, пытаются познать её через проявления этого материального мира.

Для человека, избравшего духовный путь, если он действительно искренен в своих намерениях, важно помнить, что всё в этом мире для него имеет другое значение, не сходное с тем, которое осознают обыватели этого мира. Все события этого мира являются результатом определенного Божественного намерения, скрытого маской этого мира. Важно постоянно помнить это и постоянно стремиться заглянуть за пределы этой маски. В конечном счёте, однажды духовный искатель осознает, что маски этого мира существуют не для него, что они только иллюзия реальности. И тогда маски всего сущего в этом мире спадут и человек будет определенно знать с какой целью происходит то или иное событие в этом мире. Он осознает тот смысл, происходящего в этом мире, который преследуют стремящиеся к власти и богатству, осознает намерение сатанинских сил, которые через своих слуг в этом мире вершат свои сатанинские дела, и осознает намерение Божественного в его бесконечной работе на пути вечно недостижимого совершенства. Духовный искатель не сосредоточен на ценностях этого мира, он знает, что всё без исключения, с чем ему приходится взаимодействовать в его жизни, необходимо для его внутренней работы. Для того, чтобы это стало для него возможным необходимо осознать в себе поток внутренней устремленности, который точно камертон, показывает любые отклонения от звучания Божественной истины, и позволяет человеку сохранять неизменной свою устремленность. Этот поток в нашем сердце. Здесь он более близок к поверхности нашего сознания, и если человек искренен на пути к Божественной истине, то он обязательно найдёт его в себе. Этот поток можно осознать в себе, как неугасимое пламя, которое постоянно горит в груди духовного искателя. Его можно осознать, как глубокий покой, радость и удовлетворение выбором своей судьбы и всех дел на избранном пути.

 

 

Опубликовано