Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЕГРАДИРУЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

--

Шри Ауробиндо говорил, что эта Кали Юга не закончиться Пралайей. Не следует считать, что ночь Брамы – это уничтожение всего, что было в предшествующий день Брамы. Переход от одного дня Брамы через ночь, к другому дню Брамы, можно сравнить с переходом гусеницы через стадию куколки в бабочку. Каждый новый день Брамы в чем-то повторяет предыдущий день Брамы, но в более совершенном варианте, за счёт опыта полученного в предыдущий день Брамы. Другими словами, если бы очередная ночь Брамы наступила во время нашей жизни на Земле, то в следующий день Брамы мы бы вновь появились в земной реальности и продолжали бы ту работу, которую делаем сейчас, но на более тонком уровне.

Известный йог Шри Юктешвар, учитель знаменитого Парамаханса Йогананды, в 1894 году в своей книге «Святая наука» указал на характерные ошибки известных индийских астрономов и астрологов при прочтении Вед. В этом труде Юктешвар указал, что Кали-Юга длится не 432000 лет, а всего 1200 лет, что четыре Юги на Земле проходят всего за 12000 лет.

По поводу эволюции и инволюции. С одной стороны, похоже, что направление от Сатья Юга к Кали Юга – это деградация, так как постепенно исчезает чистота и истина, и наступает ночь Кали Юги. Но Шри Ауробиндо говорил, что все возможности должны быть открыты. О необходимости этого он говорил, потому что возможность может быть только тогда трансформирована, когда она будет открыта. А эволюция – это трансформация всего менее совершенного в совершенство большее. Следовательно, в эпоху Сатья Юга Большинство негативных возможностей  было закрыто и, поэтому, повсюду на Земле было много радости, света и небыло страданий. Но если бы эпоха Сатья Юги продолжалась бы всегда, то, ни о каком прогрессе, или эволюции, речи бы не могло быть – в Божественной Вселенной ничто не происходит случайно или бесцельно. Однажды Шри Ауробиндо сказал, что ночь перед рассветом особенно темна. Мы сейчас как раз и находимся в этой точке – перед рассветом.

В современном человечестве раскрыты все разрушительные возможности, и силам тьмы кажется, что наконец-то они преодолели свет истины и близко то время, когда на Земле они утвердят своё царство тьмы. Но Бог поругаем не бывает. Сейчас много говорят об апокалипсисе – о конце света. Но, ожидаемый конец света – это только переход от одного состояния сознания на Земле, к другому. Этот конец света можно сравнить с рождением человека, когда для него заканчивается предыдущий внутриутробный этап развития и наступает следующий.  И если опираться на исследования трансперсональной психологии человека современными учёными, особое место среди которых занимает Станислав Гроф, то можно считать, что человек в период своего внутриутробного развития, находясь в состоянии «океанического сознания» переживает в своей индивидуальной эволюции Сатья Югу. После рождения в нём начинают раскрываться возможности, характерные для Трета-Юги, в более позднем периоде своей жизни, он переходит в Два-пара Югу и заканчивает свою жизнь Кали Югой. Но можно ли говорить, что человек после своего рождения начинает деградировать и это продолжается до тех пор, пока его тело не перестанет быть пригодным для жизни на Земле? Таким образом, если мы внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим, что все сущее на Земле проходит свои стадии, которые можно сравнить с Югами, и каждая стадия необходима в Божественной эволюции жизни и сознания.

Эволюцию жизни-сознания на Земле можно сравнить с потоками, в которых принимают участие все сущее. Есть потоки, в которых участвуют только примитивные организмы, а есть и более совершенные и сложные не только по своей структуре, но и по предназначению и все эти потоки завершает человеческий поток жизни-сознания. Особенностью всех этих потоков, за исключением человеческого, является взаимно необходимое внутреннее взаимодействие всех организмов, входящих в какой-либо поток. В свою очередь существует взаимодействие и между потоками. И цепь этих взаимодействий между организмами, входящими в каждый поток, нигде не прерывается ни на мгновение. Здесь мы под взаимодействием понимаем процесс взаимно полезный для всех участников этого взаимодействия. Например, пчела взаимодействует с цветком, который дает ей нектар и пыльцу, а пчела его за это опыляет. И это даёт возможность существовать и эволюционировать и растению и насекомому. Другой пример: растение погибло, и его утилизируют черви, живущие в земле, для них – это пища, а переваренные остатки растения являются хорошим удобрением для произрастающих на этой почве растений. Но можно наблюдать ежегодно и другое событие, в котором осенью деревья сбрасывают листву. В природе этой листвой опять-таки занимаются черви и им помогают микроорганизмы – образуются удобрения очень полезные всему, что растёт на земле. Опять обоюдная польза. Все в мире живых организмов на Земле построено по этому принципу взаимной пользы. Обратите внимание – не взаимной выгоды, а взаимной пользы. Этот принцип полезности подтверждают и взаимодействия хищников и их жертв – они не только тренируют друг друга на путях совершенства, но и регулируют их численность. Если бы речь шла о выгоде, то наиболее выгодным было бы одностороннее взаимодействие, при котором один из взаимодействующих берёт для себя то, что ему необходимо и ничего не отдаёт взамен другому.

При полезных взаимодействиях всегда есть третий фактор, вытекающий из полезности, который на первый взгляд кажется не очевидным, но в действительности полезность необходима только для порождения третьего фактора, которым является плод. И если на нижних уровнях иерархии жизни этим плодом является продолжение рода, то на уровне человека – этим плодом является сверхчеловек или гностическое супраментальное существо. Но о человеке ниже будет сказано несколько подробнее, так как у природы кроме полезности всего сущего на Земле есть ещё цель. Жизнь не существует только ради жизни.

В потоках жизни, в которых взаимодействия приносят пользу взаимодействующим сторонам, делая их более совершенными, и способствуя сохранению жизни, есть совершенно чуждый для взаимной полезности элемент. Здесь подчёркивается слово, взаимной, так как существует односторонняя, не взаимная полезность, из которой пользу извлекает только одна сторона. Этим элементом является паразит, который с одинаковым успехом пользуется как хищником, так и его жертвой ради собственной пользы. И, кажется, присутствие в потоке жизни паразита ничем не оправдано, так как он только вредит жизни ради собственного существования. Что он, этот паразит, нечто антиэволюционное, разрушитель всего, что прогрессивно или же потенциально может быть прогрессивным.

Объяснение этому можно найти в изначальной идее жизни, когда совершенное Божественное бытие, несущее в себе абсолютный свет сознания, проникая в субстанцию небытия и мрака, смешивается с ним, чтобы в дальнейшем трансформировать его в непреходящую жизнь.

На границе с небытием присутствие света минимально, но так как свет – это ещё и сознание, то мы можем говорить о том, что этот уровень жизни уже сознателен и для того, чтобы поддержать в себе состояние благополучия, которое воспринимается как жизнь, всё живое этого уровня жадно захватывает энергию жизни у тех форм, которые располагаются на более высокой ступени жизни. Этот уровень можно назвать паразитическим, так как при взаимодействии с хищниками и их жертвами паразиты приносят и тем, и другим только вред, разрушая их. При этом говорить о взаимной полезности не приходится. Более высокая ступень жизни – это не более сложно организованная, а несущая в себе больше света, за счёт которого и обеспечивают своё существование паразиты. И чем выше мы поднимаемся по ступеням жизни, от меньшего света к большему, тем в меньшей степени выражен паразитизм. Паразитизм на человеческой ступени эволюции проявляет себя, как выгода.

На проявленном плане Земли, энергия жизни проявлена как материальные ценности и в первую очередь деньги, поэтому паразиты, в своей деятельности опираясь на идею выгоды, стремятся сосредоточить в своих руках деньги и другие материальные ценности. В то же время на более высокой ступени сознания-света, жизнь проявляет себя как жертвенность, в которой жизнь только тогда приобретает смысл, если человек живёт для другого, но не для собственного блага. Выраженность стремления жить не для собственного блага нарастает по мере того, как в человеке всё в большей степени преобладает свет сознания – когда его жизнь полностью посвящается божественной воле и её реализации на Земле.

Есть ещё одна очень важная особенность проявления жизни – она всегда существует в двух ипостасях – индивидуальной и совместной. При этом, индивидуальная жизнь расценивается как отдельная клетка, входящая в состав совместного организма, независимо от того, будет ли этой клеткой отдельный вирус или же человек. Такое интегральное существо живёт, опираясь на определенные принципы, из которых исходит способ его существования. При этом, дух этого интегрального существа может осознаваться его частями или клетками, если брать человеческий уровень, как бог или эгрегор. На более низких уровнях жизни такого осознания не происходит, но, тем не менее, способ бытия для каждой «отдельной клетки» такого интегрального организма, будет сходным. например, все рыжие тараканы, не зависимо от страны обитания, ведут себя сходным образом. То же самое можно сказать о пчёлах, термитах и т. п. Причём, существование такого суперорганизма может быть как локальным, например, муравьи, так и рассеянным. Всё это имеет отношение не только к низшей природе, но и природе человека.

Сюда следует добавить несколько слов о принципе пирамиды жизни на Земле, на вершине которой по идее должен был бы находиться человек. Так как в человечестве отражены все уровни жизни от небытия до абсолютного бытия, то, говоря о пирамиде жизни, мы имеем в виду, что человек может отражать в себе как самые низшие, так и высочайшие её проявления. Поэтому, наблюдая реальность этого мира, мы можем осознать в природе своеобразное соседство. Когда в одной и той же ячейке реальности этого мира сосуществуют, не осознавая этого, как низшие, так и высшие формы жизни. Так, паразитировать на человеке могут всевозможные насекомые, но это же может делать в значительно большем диапазоне возможностей и определенная категория людей. Причём, на человеческом уровне это происходит под прикрытием всевозможных хитроумных масок. На самой вершине пирамиды находятся те люди, которые жертвуют свои жизни на благо человечества и те, которые посвятили свои жизни Божественной работе, и полностью подчинили себя Божественной воле.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что эволюция может идти не через страдания и боль, как это происходит в современном мире, а от меньшего совершенства к большему, от меньшей радости бытия к радости большей. Да, действительно, такой путь возможен, но, по-видимому, человечеству необходимо пройти через этот тёмный этап своего существования. На более высоком уровне сознания, когда смерть, стремящаяся выжить за счёт других форм жизни, останется только как память в восхождении сознания человека, в его бесконечной духовной эволюции, человечество уже не будет проходить в своей эволюции через страдания и смерть, но будет подниматься по ступеням совершенств, по направлению вечно недостижимой абсолютной Божественной истины.